Охрана окружающей среды заключается в выполнении комплекса взаимосвязанных мероприятий – организационных, конструкторских и технологических. Такие мероприятия разрабатываются на стадиях ТЭО, а в отдельных случаях (по заявке заказчика), при составлении рабочей документации и при выполнении ППР. Мероприятия входят в программу изыскательных работ.
В состав организационных мероприятий, включаемых в программу изыскательских и проектных работ, входит организация курсов по охране окружающей среды, изучение основных природоохранных законов, приёмов организации работ с минимальным ущербом для окружающей среды. В ППР разрабатывают специальные разделы по рациональному природопользованию.
Особое место при организации изыскании и при выполнении подготовительных и основных строительных работ принадлежит организации использования транспорта. Транспортная техника для сохранения экологических условий на тундровых и лесотундровых ландшафтах должна удовлетворять следующим техническим требованиям:
§ давление на грунт не должно превышать 4МПа;
§ токсичность выхлопов двигателей не должна быть больше нормативной;
§ конструкция глушителя должна исключать возможность возгорания мохового покрова от искр;
§ транспортное средство не должно разрушать моховой покров при поворотах;
§ уровень шума, издаваемого транспортным средством, должен быть в 2 – 3 раза меньше, чем у существующих машин, чтобы не распугивать оленей и песцов;
§ движение вездеходной техники по одному и тому же следу летом запрещается.
При камеральном трассировании по тундровым и лесотундровым ландшафтам для каждого района должны создаваться ландшафтно-геологические карты с указанием мощности мохово-растительного покрова и перечислением наиболее уязвимых ландшафтов. При трассировании на Крайнем Севере следует всемерно сохранять оленьи ягельные пастбища, обходя их трассой. В процессе изысканий должны собираться сведения о рыбохозяйственной обстановке в реках или озёрах в местах пересечения их трассой. Места переходов рыбы согласовываются с Главрыбводом.
К конструктивным мероприятиям относят:
§ выбор и назначение конструкций земляного полотна с учётом минимального изменения естественных мерзлотно-грунтовых и гидрологических условий;
§ селективное размещение грунтов и материалов с различными теплофизическими свойствами по конструктивным элементам земляного полотна с целью управления водно-тепловым режимом грунтового массива и регулирования положения верхней границы мерзлоты;
§ замена продольных водоотводов на поперечные, удаление их от подошвы откоса на 8м и более.
К технологическим мероприятиям относят:
§ разработку ППР с чёткой регламентацией сроков, состава, последовательности и режимов выполнения подготовительных и основных работ с учётом сезонной изменчивости несущей способности грунта;
§ разработку технологии работ, предусматривающей наименьшее вмешательство в природу;
§ устройство и текущее содержание специализированных технологических автомобильных дорог, проездов и трубопроводов (при гидромеханизации);
§ комбинирование различных технологий сооружения земполотна;
§ рекультивация карьеров и территорий, укрепление откосов.
Важным элементом охраны окружающей среды является рекультивация земель. Ведётся она по специальному проекту и смете, входящим в состав программы изысканий и проектирования железной дороги.
Охрана труда.
При возведении земляного полотна и производстве связанных с ним работ необходимо соблюдать определённые требования техники безопасности (СНиП III-4-80).
§ к управлению, техническому обслуживанию и ремонту машин допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие удостоверение на право выполнения работ соответствующей квалификации. Машинисты самоходных скреперов и автогрейдеров должны иметь также удостоверение водителя автомобиля, выданное Госавтоинспекцией.
§ при рыхлении скальных и мёрзлых грунтов буровзрывным способом необходимо соблюдать требования и единые правила безопасности при взрывных работах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.