25.1. Основы построения технологии работы вокзалов
Исходные данные для построения технологии работы вокзалов — их техническая и производственная характеристики. Техническая характеристика содержит генеральный план вокзала, где указаны: расположение и назначение всех помещений и устройств; наличие радиотелефонной связи; оборудование механизмами билетных касс; механизмы, применяемые для перемещения багажа и ручной клади, уборки вокзальных помещений и др. Производственная характеристика вокзала включает следующие данные: число прибывающих и отправляемых дальних, местных и пригородных поездов; количество пассажиров, следующих в этих поездах, с выделением транзитных; объем почтово-багажных перевозок и др.
На вокзале предусматривают разделение потоков дальних и местных пассажиров от пригородных; почтово-багажного транспорта от пассажиропотоков, а также потоков пассажиров и багажа по отправлению и прибытию. При этом рассматриваются все возможные маршруты движения пассажиров, начиная от привокзальной площади при следовании в вокзалы и на платформы и в обратном направлении.
Пассажиры должны следовать через вокзал для выполнения различных операций по кратчайшему пути от одного помещения к другому (рис. 6.5) с минимальным количеством подъемов и спусков. Одновременно должны быть исключены встречные и пересекающиеся потоки, большое скопление пассажиров, особенно у пунктов перехода. Для транзитных пассажиров, заходящих в вокзал во время остановки поезда, целесообразно устраивать отдельный вход.
Своевременная информация об отправлении и прибытии поездов устраняет скученность пассажиров в проходах при движении из вокзала к вагонам или от поезда в вокзал. Это же обеспечивает и заблаговременная подача состава под посадку. Информация пассажиров должна содержать все данные о поезде, номере платформы, с которой производится посадка, время начала ее, расположение вагонов в составе, местонахождение проходов для отдельных групп пассажиров и др. Чтобы пассажир легко ориентировался в размещении вагонов, на пассажирской платформе целесообразно крупными цифрами написать краской их номера. Особенно важна такая информация на станциях транзитного движения л
Для регулирования движения на платформе как при посадке, так и при высадке используют указатели, в том числе световые. Дежурный по перрону должен строго следить за перемещением почтово-багажных тележек, чтобы они не мешали пассажирам. Во время посадки и высадки прекращается любое перемещение по тем платформам, где следуют пассажиры.
Информацию пассажиров организуют при помощи радио, зрительной справки и через справочное бюро. Громкоговорители, установленные в различных помещениях вокзала и на перронах, передают информацию об отправлении и прибытии поездов, посадке и высадке пассажиров, работе билетных касс и др. одновременно для всех пассажиров, находящихся в вокзале и на перронах или только в отдельных его помещениях. Для ускорения работы диктора текст составляют заблаговременно. На некоторых вокзалах он записан на магнитофонную ленту.
Успешную работу справочных бюро обеспечивают прежде всего высокая квалификация работников, четкая организация их труда, наличие справочного материала, удобное для использования их расположение.
Радиофицированные кабины устанавливают в необходимых местах вокзала. Пассажир, нажав кнопку, задает вопрос работнику справочного бюро, который повторяет его и дает ответ так, что рядом стоящим пассажирам все слышно.
К зрительным справкам относятся расписание движения поездов, различного рода указатели и плакаты, объявления и таблицы (например, стоимости проезда, оплаты багажа и др.). При входе в вокзал вывешивают указатели расположения помещений в нем, на каждой платформе — указатели с ее номером, а также с номерами поездов и временем их отправления от данной платформы. Управлять такими указателями можно с центрального пульта.
В вестибюлях вокзалов имеются автоматические справочные установки небольшого формата. Для получения справки об отправлении поезда соответствующего направления, времени и пути его следования или стоимости проезда в любом вагоне достаточно нажать кнопку, через 10—12 с будет получен ответ.
Оперативный план работы вокзала составляют на сутки и смену. Сменный план разрабатывает дежурный по вокзалу, утверждает начальник вокзала. Исходными данными для составления плана работы вокзала служат:
график и расписание движения поездов и технологический процесс работы вокзала;
данные о наличии пассажиров в вокзале в каждом направлении, количество поездов, формируемых за сутки, и сведения о предстоящей погрузке багажа;
наличие ручного багажа в камере хранения, свободных и освобождающихся мест в комнатах матери и ребенка.
Сменный план корректируют, принимая во внимание фактическое выполнение графика движения поездов и схемы формирования прибывающих поездов. Проанализировав выполнение сменного плана, начальник вокзала дает оценку деятельности смены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.