Основы построения технологии работы вокзалов. Организация уборки вокзальных помещений. Технология работы билетных касс, страница 4

Организация рабочего места кассира предусматривает удобное расположение подсобных материалов (вспомогательных расчетных таблиц, справочников расстояний и стоимости проездных билетов, схем железных дорог, тарифных руководств), а также компостера и другого оборудования.

Значительно улучшить обслуживание пассажиров позволяют передовые методы работы билетных кассиров. Инициатором их внедрения на вокзалах был билетный кассир станции Дебальцево П. Н. Аладин. Он предложил билетным кассирам выезжать на линию и непосредственно в поездах компостировать билеты транзитным пассажирам, которым предстоит пересадка на узловой станции. Развивая этот метод, билетные кассиры московских вокзалов принимают заказы на билеты для обратного выезда из Москвы, выдают различные справ­ки, принимают заказы на встречу пассажиров носильщиками и др.

Для лучшего обслуживания пассажиров открыты филиалы касс на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, санаториях и домах отдыха, а в некоторых городах и на колхозных рынках.

Один из важных способов улучшения обслуживания пассажиров — организация предварительной (за несколько дней вперед) продажи билетов как на вокзалах, так и на городских станциях. Железнодорожное агентство обслуживания пассажиров организует работу следующим порядком. Плановая группа на основании композиции составов и расписания движения поездов распределяет посадочные места между кассами. За 20 сут до отправления поезда изготовляют перфокарты на каждый его вагон — основной документ для учета мест и продажи билетов. В перфокарте погашается вся выделенная норма мест для каждого пункта, где продаются билеты (городские станции, пригородные станции, вокзалы и др.). Для работы с такими пунктами отделения дороги или дорога организуют диспетчерские круги. В этих кругах ведут учет распределения билетов и наличия свободных мест. На каждом диспетчерском столе установлены телефонные аппараты и пульт информации.

Предварительный прием заказов на билеты по телефону организован как в железнодорожном агентстве, так и на вокзалах. Сортировку заказов на билеты и распределение их по районам доставки в городе выполняет полуавтома­тическая сортировочная машина.

Билеты на проходящие поезда продают на основе сообщений бригадира поезда о наличии свободных мест. Для организации предварительной продажи билетов на эти поезда организуется заблаговременное (за 10—12 ч и более) извещение начальников вокзалов о количестве свободных мест в прибывающем поезде.

В адрес начальников таких вокзалов подается телеграмма по шифру:

«Телеграмма о местах — предварительная ЛВОК Свердловск-Пас. В поезде 8, прибывающем Свердловск 10 апреля, освобождаются места А—4/6, В—3/7, 9/3, 10/12 ВНП (подпись). Дата, число, часы».

Буквы обозначают род вагона: А — спальные вагоны прямого сообщения, Б — мягкие вагоны, В — жесткие плацкартные для лежания. После каждой буквы дробью указывается: в числителе номер вагона, в знаменателе количество мест.

Централизованное руководство продажей билетов на поезда организуется на вокзалах и городских станциях. Основной распорядитель мест на дальние и местные поезда — старший билетный кассир (диспетчер), которому подчиняются все кассиры билетных касс, бюро заказов, касс предварительной продажи билетов, их филиалов и разъездные билетные кассиры. При этом кассы не специализированы.

На крупных вокзалах несколько диспетчеров могут работать по принципу свободного диспетчера. За одним столом работает до четырех старших билетных кассиров. Любой из них отвечает на вызов той или иной кассы. Для учета мест применяются план-карты размещенные в картотеке стола. По этим планкартам старший билетный кассир постоянно учитывает количество свободных мест. Об отсутствии их на тот или другой поезд немедленно ставятся в известность все билетные кассиры. Периодически передается информация по радио о наличии свободных мест в поездах.