Развитие анализа системы управления сформировало специфические методики анализа:
- прогностического, способствующее устойчивых тенденций характеристик управления на разных уровней;
- сравнительного, позволяющего сопоставить организацию управления в объектах разного вида;
- диагностического, основной целью которого причинно-следственных связей;
- детального, основной задачей которого является развернутое выявление причин изменения элементов и характеристик организации управления.
5.4.1. Предварительный диагноз (прогностический анализ)
Цель: предварительного диагноза проблемы – не предложить меры по решению проблемы, а определить и запланировать проект.
Время, отведенное для предварительного диагноза отдельных вопросов как правило 1-4 дня. Если предварительный анализ касается системы управления в целом продолжительность диагноза составляет 5-10 дней.
Взгляд на организацию, ее окружение, цели, достижения должен быть динамичным и всесторонним.
Динамизм означает изучение основных достижений и событий в жизни организации, сильных и слабых сторон в прошлом, настоящем и будущем.
Всесторонность означает взгляд на организацию в целом, даже если проблема касается одного направления или одной функциональной области.
Как далеко и насколько всесторонне – это зависит от опыта и желания проектировщика (консультанта).
Подход к управленческому исследованию представлен на рис. 5.7.
Рис. 5.7. Принципиальная схема предварительного диагноза
Важный момент предварительного диагноза – сравнение. Параметрами сравнения являются:
- прошлые достижения (если эффективность работы организации ухудшилась и проблема в целом может быть исправлена);
- собственные планы и нормативы (если реальная эффективности работы не соответствует им);
- другие сопоставимые организации (аналоги) (если реальная эффективность работы не соответствует им)
Источниками информации для предварительного диагноза являются:
- опубликованные материалы;
- внутренние записи и отчеты организации;
- документация проектировщика (консультанта);
- наблюдения и беседы проектировщика (консультанта);
- контракты вне организации.
Опубликованные материалы:
К публикациям организации обычно относятся: годовой отчет, отчеты правительственным органам, кредитным организациям, экономические обзоры, рекламные материалы, сообщения для печати.
Внутренняя документация и отчеты организации содержится в учредительных документах, в годовом отчете работы организации, отчетах по выполнению плана, отчетах руководству.
Документация проектировщика:
Документация проектировщика содержится в отчетах и разработанных документах, если организация обращалась к проектировщику (консультанту) или в отчетах и разработанных документах для организации – аналогах.
Посещение служебных помещений, наблюдение людей в работе, выслушивание их взглядов, мнений и предложений дают информацию из первых рук, которую нельзя получить из отчетов.
Контакты с другими организациями:
Контакты могут быть установлены с профсоюзами, ассоциациями потребителей, отраслевыми научно-исследовательскими и учебными учреждениями. При этом проектировщик (консультант) информирует руководство исследуемой организации о цели и характере любого контакта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.