m – число слоев катушки в наиболее широкой ее части.
Перегрев обмотки над температурой охлаждающего воздуха определяется соотношением:
,
где b2 – ширина проводника обмотки возбуждения, м.
В [13] на базе результатов экспериментальных исследований для определения перегрева обмотки возбуждения предложено соотношение:
Коэффициент k рассчитывается по соотношению:
,
а коэффициент теплоотдачи aв выбирается в функции окружной скорости ротора uр по кривым, приведенным на рис. 5.12.
Результаты экспериментальных исследований машин постоянного тока показывают, что нагрев полюсов не влияет на температуру якоря. Поэтому тепловой расчет якоря и полюсов проводят раздельно по соответствующим тепловым схемам замещения.
В машинах постоянного тока с низкими частотами вращения и малыми электромагнитными нагрузками допущение о разрыве тепловой связи между коллектором и обмоткой не дает большой погрешности. Однако в машинах с высоким использованием активного объема проявляется значительное тепловое влияние коллектора на нагрев обмоток, что должно быть учтено в тепловом расчете якоря машины постоянного тока. На рис. 5.13 приведена тепловая схема замещения якоря машины постоянного тока. Обмотка якоря выполнена из проводников прямоугольного сечения, укладывается в открытые пазы и закрепляется клиньями. При расчете тепловых сопротивлений не учитывается внутреннее тепловое сопротивление катушек обмотки (в обоснованных случаях учет его, особенно в обмотках из круглых проводников, укладываемых в полузакрытые пазы, производится аналогично рассмотренному в предыдущих примерах расчета).
В схеме обозначены:
Р1 – электрические потери в обмотке якоря и половина добавочных потерь при нагрузке;
Р2 – потери на коллекторе, состоящие из электрических потерь в щеточном контакте и механических потерь от трения щеток о поверхность коллектора;
Р3 – потери с стали якоря и половина добавочных потерь при нагрузке.
Расчет тепловых сопротивлений приведен в табл. 5.16, вспомогательных величин – в табл. 5.17.
№ |
Наименование теплового сопротивления |
Расчетная формула (размерность °С/Вт) |
Примечание |
1 |
Тепловое сопротивление между пазовой частью обмотки статора и сердечником |
|
|
1а |
Тепловое сопротивление пазовой изоляции |
lиз.п. – табл.4.2 |
|
1б |
Тепловое сопротивление воздушных прослоек |
lв – табл. 4.4 для t=tрасч dв=(0.1¸0.2) мм |
|
2 |
Тепловое сопротивление обмотки между пазовой и лобовой частями в направлении к коллектору |
lм – табл. 4.1 |
|
3 |
Тепловое сопротивление обмотки якоря |
||
3а |
Тепловое сопротивление лобовой части обмотки якоря со стороны коллектора Тепловое сопротивление изоляции лобовой части обмотки Тепловое сопротивление теплоотдачи с поверхности лобовой части |
|
lиз.л.=lиз.п aл - табл. П3 |
Продолжение таблицы 5.16
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.