Общая характеристика менеджмента. Миссия и цели организации, страница 4

прибыльностьорганизациИ;

производительность;

положение на рынке. Оно описывается такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка по отношению к конкурентам, доля отдельных видов продукции в общем объеме продаж и т. п.;

финансовые ресурсы.Это структура капитала, финансовые потоки в организации, величина основных и оборотных фондов и т. п.;

мощности организации. К показателям этой группы относятся: объем выпуска продукции (услуг), размеры производственных площадей, количество единиц техники, структура основных фондов и т. п.;

научные исследования и разработки. Это затраты на научные исследования и разработки, источники финансирования инновационных проектов, сроки разработки и объемы производства новых видов продукции, качественные характеристики новых изделий и т. п.;

организация и управление - организационная структура и применяемые в организации методы управления, задания и сроки по организационным изменениям и т. п.;

трудовые ресурсы - показатели, отражающие состав, структуру и квалификацию кадров организации; показатели прогулов, текучести кадров; меры по повышению квалификации сотрудников и т. п.;

работа с потребителями. Сюда относятся; показатели количества жалоб от покупателей; количество претензий и рекламаций по продукции организации; затраты на рекламные кампании, опросы покупателей и потенциальных клиентов и т. п.;

социальные программы. Оказание помощи обществу выражается в показателях размера пожертвований на благотворительные цели, объема выделяемых средств на собственные благотворительные акции и т. п.

В целом, классификацию целей организации в комплексе менеджмента можно представить на рисунке 3.

 


Рисунок 3. Типология целей организации

Для успешного функционирования организации определяемые ею цели должны соответствоватьтаким требованиям, как:

достижимость целей. Означает, с одной стороны, их реальность, а с другой − стимул для усилий сотрудников в достижении поставленных целей. Цели должны быть не слишком легкими, но и не выходить за пределы допустимых возможностей исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к потере работниками ориентира и их демотивации, что негативно сказывается на деятельности организации;

гибкость.Означает, что должна оставаться возможность корректировки целей в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды организации. Поэтому цели следует устанавливать в расчете на их возможную модификацию с учетом новых требований, предъявляемых к организации со стороны окружения, или новых возможностей, появившихся у организации;

-   измеримость, то есть цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или объективно оценить достижение поставленной цели. В случае неизмеримости цели затрудняется процесс оценки деятельности сотрудников по достижению данной цели;

конкретность целей. Они должны вполне определенно указывать, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко формулировать, что необходимо получить в результате деятельности, какие сроки достижения цели устанавливаются. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения;

совместимость целей. Предполагает, что цели не должны противоречить друг другу. Так, цели достижения прибыльности работы организации не должны противоречить цели достижения конкурентоспособных позиций на рынке; цели роста организации должны быть совместимы с целями поддержания стабильности и т. п.;

приемлемость. Устанавливаемые цели должны быть приемлемыми для основных субъектов, определяющих деятельность организации. Таким образом, речь идет об учете интересов всех групп, влияющих на деятельность организации. При формулировании целей организации необходимо учитывать интересы и ожидания собственников в получении высоких дивидендов, росте курса акций, безопасности вложений. Одновременно важно учесть интересы и желания сотрудников в получении высокой заработной платы за интересную и перспективную работу, условий для роста и развития, социальной защищенности. Принимая во внимание интересы собственников в получении прибыли и росте доходов на акцию, нельзя игнорировать интересы потребителей, требующих более высокого качества продукции, даже если это ведет к снижению прибыли в ближайший период.