При изменении температуры внешней среды сопротивление соединительных проводов тоже изменится и не будет соответствовать условию подгонки. Появится погрешность, определяемая выражением
, (5.25)
где – сопротивление соединительных проводов в условиях эксплуатации, Ом;
– сопротивление соединительных проводов при градуировке прибора, Ом;
S – коэффициент преобразования термометра в области измеряемой температуры, Ом/K.
Трехпроводная схема подключения, несмотря на дополнительный расход соединительного провода, существенно сокращает погрешность, появляющуюся вследствие изменения температуры окружающей среды и изменения сопротивления соединительной линии. В том случае, когда сопротивления соединительной и измерительной ветвей одинаковы, тогда изменение температуры соединительных проводов вообще не вызывает погрешности.
Четырехпроводная схема применяется при компенсационном методе измерения сопротивления термометра. Появление температурной погрешности здесь исключено.
В соответствии со схемой подсоединения термометры выпускаются с двумя, тремя и четырьмя выводами.
Следует иметь в виду, что при измерении сопротивления термометра по нему должен идти ток. По закону Джоуля-Ленца происходит выделение теплоты, нагревающей термометр (явление самонагрева). Появляется погрешность измерения сопротивления от самонагрева. Поэтому в промышленных условиях величину измерительного тока устанавливают так, чтобы погрешность от самонагрева не превышала 0,1 % R0, где R0 – сопротивление термометра при 0 °C.
Измерительные мосты. Схема уравновешенного моста с подключенным термометром Rt показана на рис. 5.23. Мост образован четырьмя резисторами (плечами), имеет две параллельные ветви acb и adb. Два плеча R1 и R2 выполнены постоянными. Плечо R3 переменное, служит для компенсации изменения сопротивления рабочего плеча – сопротивления термометра Rt и сопротивления соединительной линии Rл. Источник питания постоянного тока включен в диагональ моста ab; для контроля изменения тока в диагонали cd подключен нуль-гальванометр Г и кнопка К.
При изменении температуры изменяется сопротивление Rt, мост выходит из положения равновесия; перемещением движка переменного резистора R3 мост приводят в состояние равновесия, при этом ток I0 в диагонали cd устанавливается равным нулю, что контролируется нуль-гальванометром.
В состоянии равновесия моста:
, . (5.26)
Разделив левые и правые части уравнений (5.26), получим:
. (5.27)
Если I0 = 0, то I1 = I3, I2 = It. Поэтому
.
Тогда
. (5.28)
Сопротивление Rл и соотношение R2 / R1 – величины постоянные, поэтому каждому значению Rt соответствует определенное значение R3 (плеча сравнения), шкала которого может быть проградуирована в °C.
Если термометр к уравновешенному мосту подключить по трехпроводной схеме (рис. 5.24), то погрешность от влияния температуры окружающей среды на сопротивление соединительных проводов будет полностью исключена:
,
или .
Рис. 5.24. Схема подключения Рис. 5.25. Автоматический уравнове-
трехпроводная шенный мост с трехпроводной схемой
включения термометра
Более совершеннее будет схема приведения моста в равновесие не изменением сопротивления R3, а изменением соотношения R2 / R1 при постоянном R3 при помощи реохорда Rр. При этом исключается влияние изменяющегося контактного сопротивления движка R3. Такая схема использована в автоматическом уравновешенном мосте (рис. 5.25). Сигнал разбаланса моста поступает на электронный усилитель ЭУ, который управляет движением реверсивного двигателя РД, передвигающего каретку реохорда Rр до состояния равновесия моста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.