1.6.4 Механизация и автоматизация сортировочных горок
На сети дорог наиболее сложными являются сортировочные станции, где расформировывают и формируют поезда. Для расформирования поездов используют сортировочную горку. Из парка прибытия состав надвигают на сортировочную горку и предварительно расцепляют на отдельные группы (отцепы), согласно натурному листу раскладки состава. Отцепы, перевалив через вершину горки, отрываются от состава и под действием собственной массы скатываются с горки. При переводе стрелок отцепы направляются на отдельные пути подгорочного парка. По мере накопления вагонов на отдельных путях формируются составы, которые маневровым порядком передвигают в парки отправления и затем отправляют по новым направлениям.
Чтобы регулировать скорость скатывания с горки, все отцепы делят на хорошие, очень хорошие (тяжелые груженые вагоны) и плохие бегуны (порожние вагоны). Хорошие бегуны, обладая лучшими ходовыми свойствами, скатываясь с горки, развивают значительно большие скорости, чем плохие. Возможно, что при движении хорошего бегуна за плохим он нагонит его, и далее оба бегуна пойдут на один и тот же путь подгорочного парка, чем нарушится правильность роспуска состава.
Также возможно, что хороший бегун войдет на подгорочный путь и подойдет к стоящим вагонам с недопустимо высокой скоростью, отчего произойдет «бой» вагонов.
Чтобы обеспечить правильность расформирования, производят интервальное и прицельное торможение, чем снижают скорость скатывания хороших бегунов и обеспечивают минимальный интервал между скатывающимися отцепками и скорость соударения со стоящими вагонами не более 1,5 м/с.
Для автоматизации процесса расформирования составов на сортировочных горках применяют комплекс устройств, в состав которого входят (рисунок 16.6.4):
– горочная автоматическая централизация – ГАЦ, она обеспечивает автоматический перевод стрелок по маршруту следования каждого отцепа, скатывающегося с горки по заданному маршруту на подгорочный путь;
Рисунок 16.6.4 – Устройства автоматизации сортировочных горок
– система автоматического регулирования скорости скатывания отцепов с горки АРС, обеспечивающая автоматическое торможение отцепов для поддержания между ними необходимого интервала на спускной части горки, а также необходимую дальность пробега отцепов с безопасной скоростью соударения с вагонами, стоящими на путях подгорочного парка. С помощью АРС упраздняется опасный и малопроизводительный труд башмачников на подгорочных путях сортировочного парка;
– система автоматического задания скорости роспуска составов на сортировочных горках – АЗСР, которая автоматизирует процесс регулирования скорости роспуска надвигаемого на вершину горки состава. Она позволяет расформировывать составы с переменной скоростью, повысить среднюю скорость роспуска составов и перерабатывающую способность сортировочной горки;
– горочные оперативно-запоминающие устройства ГОЗУ, служащие для запоминания информации, содержащей сведения о программах роспуска составов.
В распределительной зоне имеется горочный пост, где находится пульт управления ПУ и аппаратура комплекса автоматики. Перед горбом горки расположен горочный светофор с маршрутным указателем и указателем скорости. Горочный светофор имеет повторители через каждые 150 м вдоль пути надвига состава на горку. Светофоры, установленные на выходах каждого пути парка прибытия, также являются повторителями горочного светофора и одновременно маневровыми сигналами парка прибытия.
Для регулирования интервалов служат замедлители I тормозной позиции I ТП, находящиеся на скоростном уклоне горки.
Замедлители II и III тормозных позиций IIТП и ΙΙΙТП производят прицельное торможение, чем обеспечивается допустимая скорость соударения на подгорочных путях. Чтобы измерить фактическую скорость отцепа, в замедлители установлены радиолокационные скоростемеры СК. Фактическую скорость сравнивают с заданной и при их равенстве торможение автоматически прекращается.
Для перевода стрелок служат стрелочные быстродействующие электроприводы СПГ. Чтобы исключить перевод стрелок под отцепами, а также для слежения за движением отцепов по заданным маршрутам – ГАЦ, в пределах распределительной зоны на стрелках и между стрелками применяют короткие рельсовые цепи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.