1.4.4 Светофоры и их устройство
На железных дорогах применяют линзовые и прожекторные светофоры. Светофоры могут иметь одну или несколько светофорных головок, в которых содержатся источники света, оптические системы для создания направленного потока света и окрашивания его в цвет сигнального показания.
Светофоры подразделяются на: мачтовые, линзовые и прожекторные (рисунок 16.4.2), светофорные головки 5 которых укреплены на железобетонных или металлических мачтах; карликовые (рисунок 16.4.3), светофорные головки которых укреплены непосредственно на фундаменте; консольные, или мостиковые, (рисунок 16.4.4), устанавливаемые на мостиках, консолях, а также на железобетонных опорах контактной сети.
Рисунок 16.4.2 – Светофор прожекторный
Рисунок 16.4.3 – Светофор карликовый
Рисунок 16.4.4 – Светофор консольный
Карликовые светофоры
устанавливают в узких междупутьях и
используют в качестве маневровых, маршрутных и выходных сигналов с боковых путей.
Консольный светофор устанавливают в тех местах, где установить мачтовый светофор
невозможно по условиям габарита, а также на электрифицированных участках, где
контактные опоры мешают видимости сигналов.
Мачтовый линзовый светофор представляет
собой железобетонную мачту длиной 8 или 10 м, на которой укреплены две
двузначные и однозначные головки. Светофорные головки бывают однозначные,
двузначные, трехзначные. На мачте также укреплены указатель скорости в виде
зеленой полосы и номерной
щит с номером светофора.
Двузначная светофорная головка снабжена двумя линзовыми комплектами для получения цветных сигнальных показаний светофора. Источником света в каждом комплекте является лампа накаливания. Наряду с однонитевыми применяют двухнитевые лампы. Такие лампы увеличивают надежность работы комплекта, так как при перегорании одной нити накала (основной) горение лампы обеспечивает вторая (резервная) нить; они рассчитаны на напряжение 12 В и мощность 15 – 25 Вт. Линзовый комплект с двухнитевой лампой состоит из наружной бесцветной линзы и внутренней цветной линзы, металлического корпуса, лампы, ламподержателя. Линзовый комплект создает большую концентрацию светового потока, благодаря чему образуется сильный луч, окрашенный в сигнальный цвет с малым углом рассеивания.
Прожекторный светофор представляет собой мачту, на которой укреплена светофорная головка 1 (см. рисунок 16.4.2) с круглым фоновым щитом 2, укрепленным на мачте кронштейном 3 и смещенным в сторону оси пути.
Для получения трех различных сигнальных огней в головке 1 светофора установлена оптическая система. Лучи светового потока лампы 2 напряжением 10 В и мощностью 5 – 10 Вт, отраженные отражателем, собираются в фокусе отражателя, где расположена подвижная рамка со светофильтрами 3. Световой поток, проходя через светофильтр, окрашивается в сигнальный цвет и попадает на собирательные линзы 4 и 5, которые обеспечивают большую концентрацию луча света и хорошую видимость его на большом расстоянии. Рамкой со светофильтрами управляет прожекторное реле. При пропускании через него тока одной полярности реле передвигает рамку так, что в фокусе будет светофильтр зеленого цвета; при протекании тока обратной полярности – желтого цвета. Когда прожекторное реле выключено в фокусе – светофильтр красного цвета.
Прожекторные светофильтры более экономичны, но менее надежны в эксплуатации, поэтому чаще применяют линзовые светофоры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.