3. Экономика и организация учреждений государственного управления 3.1 Структура и характеристика органов государственного управления
В общем случае государственное управление рассматривается по трем направлениям:
1. административное руководство (комитеты, фонды, администрации, общественные работы)
2. национальная безопасность (МВД, суд, прокуратура, армия)
3. финансовое управление (система казначейства, социальное обеспечение, налоговая инспекция).
По состоянию на 1.02.2006 г.центральные органы исполнительной власти включают 19 министерств, руководители которых входят в состав Кабинета Министров Украины и 24 Государственных Комитета и других центральных органов исполнительной власти, статус которых приравнивается к Государственному Комитету Украины.
Отличительной особенностью современного этапа развития отечественного национального хозяйства является использование такого рычага управления, как общественные работы. Активность их использования зависит от стадии развития экономики. В периоды кризиса и спада, когда растет уровень безработицы общественные работы способствуют увеличению занятости населения и тем самым в определенной степени – решению социальных проблем.
Таблица 3.1. – Незанятое население, принимавшее участие в общественных работах по Харьковской области
Показатель |
1992 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
1. Незанятое население, человек |
47 |
176 |
7947 |
10971 |
15174 |
% от общего числа незанятых |
1,8 |
1,9 |
9,1 |
9,7 |
12,4 |
2. Безработные, человек |
262 |
402 |
8666 |
12572 |
16212 |
% от общего числа безработных |
0,9 |
1,5 |
8,4 |
9,5 |
11,2 |
В структуру общественных работ входят: работы по благоустройству города, участие в избирательных компаниях.
Функции управления берут на себя также общественные организации. Так, в 2004 г. в Харьковской области было зарегистрировано 70 общественных организаций, которые защищают интересы предпринимателей. Местные органы власти устанавливают с подобными общественными организациями партнерские контакты.
Важным элементом государственного управления является социальное обеспечение. Основная задача органов социального обеспечения заключается в строгом исполнении функций относительно реализации права граждан на социальное обеспечение.
Вся система социального обеспечения большинства европейских стран состоит из трех частей:
- систем учреждений социального страхования;
- служба социального обеспечения предприятий;
- система учреждений частного страхования.
Таким образом, страховые услуги, кроме государственных учреждений социального страхования, могут предоставляться службами социального обеспечения предприятий, а также частными страховыми учреждениями.
Однако, учреждениям системы государственного социального страхования отведена основная функция гарантирования действующего стандарта, т.е. определенного законодательством необходимого уровня социальной безопасности.
Система социального страхования является одним из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики. Она обеспечивает реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение и социальную защиту по достижении пенсионного возраста, в случае потери трудоспособности, безработицы и т.д.
Деятельность органов социального обеспечения регламентируется соответствующими законодательными актами. Так, Пенсионный фонд руководствуется «Положением о Пенсионном фонде Украины», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1994г. № 345.
Важное место в системе государственного управления занимает налоговая инспекция. Общая задача ГосНИ – контроль над налоговыми поступлениями.
3.2 Основные показатели деятельности учреждений государственного управления
Показатели деятельности учреждений государственного управления характеризуют паспортную задачу функционирования конкретного учреждения. Основные показатели представлены в табл. 3.2.
Таблица 3.2. – Показатели деятельности учреждений государственного управления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.