Тема 12 Формирование и развитие проектной команды
При организации работы, над проектом необходимо решить две главные задачи:
- формирование команды проекта;
- организация эффективности работы команды.
Участниками проекта могут быть десятки и сотни организаций и отдельных исполнителей со своими специфическими функциями. Координацию деятельности осуществляют команда проекта.
Команда проекта – совокупность работников, которые осуществляют функции управления проектом и персоналом проектов.
Любой проект характеризуется новизной, риском, скоростью изменения процессов – создаются трудности в формировании команды, т.к. на первых этапах у команды нет общих ценностей и норм, но работников члены команды должны эффективно и .
По форме команда проекта отражает структуру управления проектом.
По содержанию – это группа специалистов, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для эффективного достижения целей проекта. С одной стороны команда создает определенный организационный порядок, необходимый для разработки и реализации проекта, с другой – сама команда действует в этой среде и подчиняется единым правилам, вытекающими и целей проекта (см. рис.12.1).
Рисунок 12.1 – Схема формирования команды проекта
В проекте кроме Заказчика и Подрядчика, как правило принимают участие также такие организации:
‑ проектно – сметную документацию разрабатывают специализации проектные организации, обобщенно называемые Проектировщиком. Ответственным за весь комплекс работ несет Генеральный Проектировщик – Генпроектировщик;
‑ материально – техническое обеспечение организации, которые объединяются под общим названием Поставщик или Генеральный Поставщик;
В последние годы появляются дополнительные участки:
- фирмы по оказанию консультационных услуг другим участникам - Консультант;
- Лицензиар – юридическое или физическое лицо, обладатель лицензии или «ноу-хау».
Лицензиар представляет (на коммерческих началах) право на их пользование.
- особое место занимает Руководитель Проекта (Проект – менеджер или Менеджер проекта – юридическое лицо, которому Заказчик или другой участник) делегирует все полномочия по руководству Проекта.
Существует два основных принципа формирования команд управления по этапам:
1 Ведущие участники проекта – заказчик и подрядчик (могут быть и другие участники) формируют каждый свои собственные группы, которые возглавляют руководители проекта, соответственно от заказчика и подрядчика. Эти руководители подчиняются единому руководителю проекта. Руководитель проекта во всех случаях имеет собственный аппарат, координирующий деятельность всех участников проекта.
2 Создается единая команда проекта, в которую входят полномочные представители всех участников проекта.
Аналогично жизненному циклу проекта команда имеет свой жизненный цикл:
- формирование (в начальной стадии специалисты даже не знают один другого их нужно познакомить, сформировать общие цели и т.д., поиск членов команды)
- срабатываемость ( конфликты, лидеры, неформальные группы, внутренняя культура, традиции);
- рабочая стадия (нормативное функционирование);
- реорганизация (при изменениях а проекте);
- расформирование (по окончании отдельных стадий и всего проекта. Проблема трудоустройства освобождающихся работников).
Эффективность ‑ является такая команда, в которой:
- неформальная атмосфера;
- задача хорошо понята и принимается;
- ее члены прислушиваются друг к другу;
- обсуждают задачи, в которых участвуют все члены;
- выражают как свои идеи, так и чувства;
- конфликты и разногласия присутствуют, но концентрируются вокруг идей и методы, а не личностей;
- решение основываются на согласии, а не на голосовании большинства.
Различают 4 метода формирования Команды Проекта:
- целепологающий (основанный на целях);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.