ЛЕКЦИЯ №3
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
1. Определение организационной структуры.
2. Типичные недостатки организационных структур.
3. Схема процесса формирования организационной структуры.
4. Принципы рациональной организации структуры управления.
1. Структура – главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, профиль деятельности, ответственность и размещение производственных и обслуживающих подразделений, которые объединены общим аппаратом управления для выполнения всех функций, оговоренных в уставе предприятия.
2. Типичные недостатки:
- замкнутость на одном руководителе выполняемых функций;
- большое кол-во заместителей, которые имеют перекрестную ответственность. Это может привести к тому, что тот или иной вопрос останутся нерешенными;
- не адекватная информационная поддержка;
- отсутствие на предприятии подразделений, занимающихся изучением изменений во внешней среде;
- недостаточная работа с персоналом, что сказывается на проф. уровне работников, их производительности труда;
- отсутствие или только формальное наличие жизненнонеобходимых подразделений и руководителей в сфере финансово-экономической деятельности предприятия, которые несут ответственность за результаты фин. деятельности предприятия.
3. Схема процесса формирования организационной структуры складывается из трех блоков:
1) Формирование общей структурной схемы аппарата управления:
*определение целей призводственно-хозяйственной системы, выделение проблем, подлежащих решению.
*разработка общей спецификации функциональной и обеспечивающих подсистем.
*определение числа иерархических уровней в системе управления.
*определение основных форм взаимодействия предприятия с окружающей средой.
*определение требований к внутреннему экономическому механизму, обработке информации, кадровому обеспечению системы управления.
*определение системы централизации и децентрализации на различных иерархических уровнях.
2) Разработка состава основных подразделений и связей между ними:
на этом этапе происходит реализация организационных решений по отдельным блокам, как для отдельных подразделений, так и для аппарата управления, определение основных задач этих блоков и связи между ними.
3) Регламентация организационной структуры:
*определение квалификационного состава и численности персонала.
*распределение задач и работ между конкретными исполнителями.
*разработка процедур выполнения управленческих функций.
*разработка схемы взаимодействия между отдельными подразделениями.
*расчет затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления.
4. Принципы рациональной организации:
- соответствие организационной структуры управления генеральной цели предприятия;
- адаптивность организационной структуры внешней среде;
- возможность эффективно воздействовать на конечные результаты деятельности предприятия;
- обеспечение оптимального уровня централизации;
- эффективное сопровождение и координация проекта в течение всего производственного цикла;
- наличие системы качества на предприятии;
- создание целостной системы корпоративного и производственного планирования;
- гибкая система финансирования;
- развитая система маркетинга;
- обеспечение системы информационных технологий;
- наличие подразделений, обеспечивающих связи с общественностью;
- создание системы персональной ответственности;
- совмещение должностей по горизонтали и вертикале на всех иерархических уровнях;
- обеспечение стандартного уровня управляемости;
- создание возможности саморегулирования системы управления;
- создание подразделений, занимающихся изучением изменений внешней среды;
- создание относительно самостоятельной коммерческой службы;
- введение должности директора-администратора;
- частичное вынесение за пределы предприятия решения сложных задач, требующих больших затрат или высококвалифицированных кадров;
- контроль за соблюдением контрактных обязательств всеми сторонами, участвующими в договоренности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.