Лекция1 Духовно-нравственные та социокультурные основы развития социально-экономических систем
1.1 Экономическая (хозяйственная) деятельность как единство экономического и неэкономического, природного и нравственного начала. Антропологичный характер экономики.
1.2 Цивилизационное (социокультурное) измерение хозяйствования.
1.3 Источники первых нравственных законов ведения хозяйственной деятельности.
1.3.1 Моральные правила ведения хозяйства в Ветхозаветном законодательстве (Древнееврейская цивилизация).
1.3.2 Экономика как домостроительство. Экономика и хрематистика. Древнегреческая (Эллинская) цивилизация.
1.3.3 Тенденции развития науки об экономике.
1.1 Экономическая (хозяйственная) деятельность как единство экономического и неэкономического, природного и нравственного начала. Антропологический характер экономики.
Экономика по своей сути антропологична, ведь она существует не для самой себя, а для человека, все в хозяйственной деятельности идет от человека и к человеку. А человек – существо не только биологическое, индивидуальное, хозяйствующее, но и социальное, традиционное, культурное, духовное. Однако экономическая наука, медленно поворачиваясь лицом к человеку, видит в нем чаще лишь производителя и потребителя, а в лучшем случае интеллектуальный или человеческий капитал.
В хозяйственно-экономическом и социальном опыте прошлого безраздельно господствовала установка на полезность, выгодность, богатство.
Рыночная трактовка современной экономической науки сводит ее предмет к изучению закономерностей размещения редких благ, в основном материального характера, выраженных во всеобщем денежном эквиваленте. Речь идет о выборе направлений их выгодного использования для удовлетворения конкурирующих целей.
Практически все европейские и американские школы экономической теории к середине ХХ в. рассуждали о человеке в экономике в духе материализма.
К счастью, сейчас в современном обществоведении сложилась ситуация, когда экономика оставляет свои претензии на доминирование над философией и историей хозяйства и обращается к живому человеческому лицу, проблем ее личной ответственности и творческой воли. Ученые возвращаются к истокам понимания того, что экономика вне философского, религиозного постижения и духовного измерения предстает не только неполной и незавершенной, но и неполноценной.
Такой подход к пониманию экономики предложили в начале ХХ в. представители восточнославянской экономической мысли – исторического нравственно-этического направления, у истоков которого стоял С.Н. Булгаков. Данный подход рассматривает экономику как часть науки о человеке, а хозяйство – не только как процесс индивидуальный, но и родовой, исторический, как реализацию деятельного, творческого отношения человека к миру. Развивается положение о наследственности социальных и духовных явлений, которые определяют тип ведения хозяйства. В центре такого исследования стоит человек как конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологических мотиваций.
С.Н. Булгаков осмысливает хозяйство как явление духовной жизни, вводит понятие «дух хозяйства». И это понятно. Степень своей духовности (состояние своей души) человек переносит на весь внешний мир, на свои отношения с людьми, свое отношение к труду, богатству, собственности.
Так, к сожалению, мы знаем, что история богатства и огромных состояний некоторых людей писалась кровью и вероломством, путем попрания жизненных интересов большинства. И причины тому необходимо искать не столько в экономике, сколько в самом человеке. Именно по его «образу и подобию» выстраивалось хозяйство и труд, распределение, обмен и потребление, «отливались» институциональные формы собственности, экономического права, инструменты финансовой, кредитной и денежной политики.
Многие экономические категории, к примеру, такие как собственность, труд, финансы и т.д. нельзя сводить только к области хозяйственных отношений. Собственность более принадлежит к сфере права, нравственности, психологии и социальных отношений. Финансы – это не просто деньги, ценные бумаги, как правило, виртуальные, и даже не золото и драгоценности, а, прежде всего, – отношения по распределению и потреблению богатства.
Западная экономическая наука на протяжении многих веков, но особенно в ХVIII–ХХ вв. рассматривала человека (homo economicus) как рациональное существо, стремящееся к собственному благополучию и прибыли и напрочь забывающее такие понятия как мораль, любовь, жертвенность. При такой постановке вопроса хозяйственная забота становится основной целью его жизнедеятельности. В свою очередь, она превращается в самоцель, потом экономика и ее структуры начинают функционировать ради самих себя, а хозяйство, выйдя из повиновения, может стать античеловеческим. Это ярко демонстрирует сегодняшний мировой социально-экономический кризис.
Но если человек выбирает и обосновывает эгоистическую цель обеспечения своего личного благополучия любой ценой и за чужой счет, неограниченного потребления невозобновляемых природных ресурсов и биологических структур, путем ущемления жизненных интересов других людей – такая цель лишена не только нравственных, но и рациональных экономических оснований.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.