где σ-1 и τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения;
KσD и KτD – коэффициенты снижения предела выносливости.
σ-1 = 370 МПа
τ-1 = 210 МПа
KσD = 2,58 KτD = 2,53
Коэффициент влияния асимметрии цикла для рассматриваемого сечения вала
ψτD = ψτ/ KτD,
где ψτ – коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений,
ψτ = 0,09.
Условие S ≥ [S], следовательно, предварительно выбранный размер считается окончательным.
5.5 Расчет вала на прогиб
Определим жесткость сечения, Н·м2
,
где Е – модуль Юнга, для стали Е = 11·1011 Па;
Jx –момент инерции сечения относительно оси x;
Wx – момент сопротивления сечения со шлицами.
D – внешний диаметр шлицов, мм;
dотв – диаметр отверстия, мм;
Wотв – момент сопротивления отверстия, мм3.
Расчет на прогиб шпинделя произведем по методу начальных параметров.
Определим начальные параметры из пограничных условий
Определим прогиб вала для вертикальной плоскости в сечении С.
Расчет на прогиб шпинделя произведем по методу начальных параметров.
Определим начальные параметры из пограничных условий
Определим прогиб вала для горизонтальной плоскости в сечении С.
Рассчитаем суммарный прогиб в сечении С, а также отклонение конца шпинделя:
6. Расчет шпоночных и шлицевых соединений.
Сталь для шпонок должна иметь σв600 МПа (стали Ст6, 40, 45 и др.). Выбираем материал шпонки: сталь 45, нормализованная. Размеры сечения и длину призматической шпонки выбирают по ГОСТ 23360 – 78 в зависимости от диаметра вала. Выбранную шпонку проверяют на смятие из условия прочности:
σсм = ≤ [σ] см,
где Т – передаваемый момент, Н · мм;
d - диаметр вала, м;
t1 – глубина шпоночного паза на валу, мм,
[σ] см =120МПа – допускаемое напряжение смятия для стальной ступицы.
Подбор и проверка прочности шпоночного соединения I вала.
Напряжение смятия:
σсм [σ] см
Подбор и проверка прочности шпоночного соединения III вала.
Напряжение смятия:
σсм [σ] см
Подбор и проверка прочности шпоночного соединения IV вала.
Напряжение смятия:
σсм [σ] см
Т.к. условие выполняется, то выбранные шпонки выдержат нагрузку.
Подбор и проверку шлицевых соединений выполняют на смятие рабочих граней шлицев и на износ по формулам:
,
где Т – расчетный крутящий момент, Н∙мм;
SF – удельный суммарный статический момент площади рабочих поверхностей соединения относительно оси вала, мм3/мм;
l – рабочая длина соединения, мм.
,
где n – коэффициент запаса прочности, n = 1,25.
[σ]изн = 0,032 НВ
Материал – сталь 40Х, твердость 285НВ;
Подбор и проверка прочности шлицевого соединения II вала.
Подбираем по ГОСТ 21425–75 шлицы с размерами:
D = 30 мм, d = 26 мм, b = 6 мм, z = 6, SF = 118 мм3/мм.
Подбор и проверка прочности шлицевого соединения IV вала.
Подбираем по ГОСТ – 21425–75 шлицы с размерами:
D = 48 мм, d = 42 мм, b = 8 мм, z = 8, SF = 480 мм3/мм.
Подбор и проверка прочности шлицевого соединения V вала.
Подбираем по ГОСТ – 21425–75 шлицы с размерами:
D = 68 мм, d = 62 мм, b = 12 мм, z = 8, SF = 1072 мм3/мм.
Условия выполняются, следовательно, выбранные параметры считаются окончательными.
7. Выбор смазочного материала
Для смазывания передач применяем картерную систему, т.к. окружная скорость не превышает 12,5 м/с. В корпус коробки скоростей заливаем масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин и производится по Лел.,с. 173, таб. 11.1 – 11,2.
Масло И–Г–А–32 – индустриальное масло для гидравлических систем без присадок 32 класса кинематической точности.
Заключение
По данному заданию была спроектирована коробка скоростей токарно-винторезного станка, имеющая следующие технологические характеристики:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.