Теория потребительского поведения. Кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый) подходы к анализу полезности и спроса, страница 3


Предельная норма замещения (MRS) отражает наклон кривой безразличия.

1. MRS убывает по мере замещения одного блага другим, т.е. потребитель соглашается отдать все меньшее количество замещаемого блага за одно и тоже количество замещающего. Когда MRS убывает, то кривая безразличия выглядит так:

2. Если MRS постоянна – это два абсолютно взаимозаменяемых товара:

3. Если MRS=0, когда товары вообще не могут заменять, а лишь жестко дополнять  друг друга. Например, левый и правый ботинок:

4. Если MRS возрастает –  чем больше какого-либо товара имеет потребитель, тем больше он бы хотел иметь его. Например, ненасыщаемая потребность:

Бюджетная линия (бюджетное ограничение) показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированном доходе.

Доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров Х и У.

 


     а

                        е

                 д

          в

                            б         

а – весь доход истрачен на покупку товара У;

б – весь доход истрачен на покупку товара Х;

в – доход полностью не истрачен;

д – доход полностью истрачен на приобретение товаров Х и У;

е – данная комбинация товаров Х и У недоступна, т.к. дохода недостаточно.

Уравнение бюджетной линии:

Наклон бюджетной линии:

Бюджетная линия может сдвигаться параллельно вверх или вниз, при:

1) изменении цен на оба товара;

2) изменении дохода.

Наклон бюджетной линии зависит от цен на товары Х и У.

Потребительское равновесие в количественной теории – это ситуация в которой потребитель не может увеличить общую полезность от потребления двух товаров при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного товара и больше денег на другой товар.

В состоянии оптимума потребителя все отношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу. При этом потребитель  извлекает максимум полезности от потребления набора товаров при данных вкусах, ценах и доходах.

Задача максимизации полезности – это задача выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

В ординалистском подходе максимизация полезности – это выбор потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него исходя из уровня его дохода.

 


точка б – точка касания кривой безразличия и бюджетной линии. В этой точке доход полностью истрачен и потребитель получает наибольшую полезность от потребления двух товаров.

Рху =MRSxy

 

 

 

 

 


точка в – только х

точка г – только у

точки г, м, б, с, в – доход истрачен

точка б – наибольшая полезность

точки м, а, с  и  б, е – полезность одинаковая, т.к. лежат на одной кривой безразличия, и имеют разный уровень дохода.