Теория потребительского поведения. Кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый) подходы к анализу полезности и спроса, страница 2

Q

MUa

TUa

MUa/Pa

MUб

TUб

MUб/Pб

0

0

0

0

0

1

10

10

~

24

24

12

2

8

18

|

20

44

~

3

7

25

7

18

62

9

4

6

31

z

16

78

|

5

5

36

5

12

90

z

6

4

40

4

6

96

w

7

3

43

w

4

100

2

Получаем 4 уравнения:

1) 1А + 2Б = 1*1 + 2*2 = 5 руб.;  ТU = 54 (ютиля).

2) 2А + 4Б = 2*1 + 4*2 = 10 руб.;  ТU = 96 (ютиля).

3) 4А + 5Б = 4*1 + 5*2 = 14 руб.;  ТU = 121 (ютиля).

4) 7А + 6Б = 7*1 + 6*2 = 19 руб.;  ТU = 139 (ютиля).

          Ответ: чтобы получить максимальное удовлетворение для максимизации полезности потребитель выберет 2-ю комбинацию.

Ординалистский (порядковый) подход

к анализу полезности и спроса

В данном подходе потребитель не измерят полезность различных товаров, он упорядочивает все товарные наборы по их предпочтительности.

Кривые безразличия – это множество точек на одной кривой, каждая из которых представляет собой такой набор двух товаров, что потребителю безразлично какой из этих двух наборов выбрать.

Все наборы товаров, лежащие на одной кривой безразличия равноценны и приносят потребителю одинаковую полезность.

Карта безразличия представляет собой систему предпочтений потребителя, она включает в себя несколько кривых безразличия, имеющих разную величину полезности.

Чем выше и правее располагается кривая безразличия от начала координат, тем большее количество товаров Х и У может получить потребитель и тем больше будет величина полезности.

 


Свойства кривых безразличия:

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее представляет собой более предпочтительные наборы товаров для данного потребителя.

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Доказательство: в любой точке кривой безразличия общая полезность потребления 2-х товаров одинакова. Приобретая больше товаров Х, потребитель должен отказаться от определенного количества товара У.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.

5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Предельной нормой замещения (MRS) благом Х блага У называют количество блага У, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага Х на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

Предельная норма замещения показывает, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим, чтобы при этом уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

 


                    

1