ТЕМА 8. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
8.1. Ценообразование в топливно-энергетическом комплексе
В топливно-энергетическом комплексе ценообразование является тарифным.
Отрасль топливно-энергетического хозяйства относится к естественным монополиям, так как в данной отрасли экономия издержек при росте масштабов производства выражена особенно резко, а конкуренция практически неосуществима.
Как известно, у монополистов предельные издержки МС выше предельного дохода MR, поэтому в целях максимизации прибыли им выгодно производить меньший объем продукции, реализуя его по более высоким ценам (рис. 8.1).
Различия между монопольной и конкурентной фирмой
Рис. 8.1
Поскольку такая отрасль монопольная, государство сохраняет за собой право контроля за ценообразованием с тем, чтобы не допустить злоупотребления монопольной властью. Поэтому в данном случае государство вмешивается в процесс свободного ценообразования, устанавливая предельные тарифы или предельные надбавки к ним.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию учитывают особый характер ее производства и потребления:
- несовпадение по времени процесса производства и потребления;
- неравномерность потребления по времени года и суток;
- необходимость трансформации энергии и др.
Поэтому тарифы на энергию двухставочные:
- основной тариф – за максимальную мощность;
- дополнительный тариф – за потребленное количество энергии.
Наряду с двухставочным тарифом используется и одноставочный, которые применяется для расчета с населением и маломощными промышленными потребителями (менее 750 кВт-ч).
При разработке двухставочного тарифа:
1) основная ставка, руб./кВт:
,
где FCЭН – постоянные затраты энергосистемы, руб./год;
NMAX – максимальная нагрузка энергосистемы, кВт/год;
2) дополнительная ставка пропорциональна количеству потребленной энергии, руб./кВт:
,
где Q – количество потребленной энергии, кВт-год;
VC – переменные затраты, руб./год;
3) общий тариф:
.
Для расчета с населением используется одноставочный тариф, т.е. учитываются только затраты на потребленное количество энергии:
.
Расчет тарифов на электрическую и тепловую энергию производится на основе Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». При расчете должны быть обоснованы затраты на производство энергии:
- на приобретение покупной энергии;
- материальные затраты на производство энергии;
- расходы на оплату труда и прочее.
На основе затрат на производство исчисляется прибыль энергосистемы по предельным нормам рентабельности. Далее начисляются надбавки, связанные с повышением цен на топливо, с установленной мощностью, с платой за пользование абонентскими сетями и т.п.
Таким образом, средний тариф на электрическую и тепловую энергию рассчитывается делением общей стоимости энергии на объем ее потребления:
,
где ЗОБЩ – общие затраты на производство энергии;
R – нормативная рентабельность;
Н – надбавки к тарифу;
Q – объем потребления энергии.
8.2. Ценообразование на транспортные перевозки
Рынок транспортных услуг и его развитие определяется уровнем благосостояния потребителей и производителей товаров и услуг.
Транспортные тарифы – это цены на услуги всех видов транспорта по перемещению грузов и пассажиров.
В конкретном регионе складывается свой рынок транспортных услуг в зависимости от того, какими видами транспорта соединены пункты отправления грузовых и пассажирских потоков.
Тарифы на железнодорожные и водные перевозки имеют двухставочную форму:
,
где А – стоимость начально-конечных (погрузка, разгрузка) и других операций (упаковка, взвешивание, хранение);
В – ставка за перевозку груза на единицу пути;
R – расстояние перевозки.
На автомобильные перевозки тарифы одноставочные, т.е. учитывающие только дальность перевозки:
.
Таким образом, тарифная ставка определяется в зависимости от дальности перевозки (чем расстояние больше, тем в силу эффекта масштаба ставка В меньше).
Тарифы (В) на грузовые железнодорожные перевозки разбиты на три основные группы:
- повагонные отправки;
- мелкие отправки;
- перевозки в контейнерах.
Их расчет осуществляется на основе параметрических зависимостей с учетом вместимости и грузоподъемности вагонов и расстояний перевозок.
Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом могут быть трех видов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.