ТЕМА 4. РАСХОДЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЦЕНЫ
4.1. Понятие, виды и содержание расходов
на производство и реализацию продукции
При рассмотрении вопросов формирования цены на продукцию целесообразно пояснить общие положения и экономическую сущность расходов.
Показатель расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг) выступает основой формирования цены.
В условиях действия товарно-денежных отношений расходы предприятия находят выражение в издержках производства (себестоимости). Себестоимость выражает в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
Все расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.
Виды расходов:
1) по объему учитываемых затрат:
а) цеховые расходы (расходы на сырье, материалы, топливо, энергию, оплату труда производственных рабочих, содержание оборудования и помещения цеха);
б) общепроизводственные расходы (содержание оборудования и зданий заводоуправления, оплата труда работников заводоуправления);
в) общехозяйственные расходы (аренда помещений, платежи по кредитам банков, расходы на рекламу, налоги);
г) внепроизводственные расходы (расходы на реализацию готовой продукции).
Сумма цеховых, общепроизводственных, общехозяйственных и внепроизводственных расходов составляет полную себестоимость продукции, которая является основой цены;
2) в зависимости от цели учета затрат:
а) плановые расходы (плановая себестоимость) – определяются, исходя из плановых норм в начале планируемого периода, и отражают максимально допустимую величину затрат;
б) фактические расходы (фактическая себестоимость) – определяются в конце расчетного периода на основе данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и реализацию продукции;
в) расчетные расходы (расчетная себестоимость) – используются при проведении технико-экономических расчетов.
Выделение плановых и фактических расходов необходимо для последующего их сравнения и анализа (если отмечается превышение фактических расходов, это означает ухудшение работы предприятия).
Группировка затрат по элементам.
Для планирования, учета и анализа затрат расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) объединяются в однородные группы.
Наибольший интерес представляется группировка расходов в целях налогообложения. В соответствии с налоговым кодексом расходы на производство и реализацию продукции подразделяются на:
1) материальные расходы за вычетом возвратных отходов, включающие затраты на:
- приобретение сырья, материалов, используемых в производстве товаров, на упаковку и иную подготовку произведенных и реализуемых товаров;
- приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- приобретение топлива, воды, энергии, используемых на технологические цели;
- приобретение работ и услуг, выполняемых сторонними организациями.
Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров, частично утратившие потребительские качества и поэтому используемые с повышенными расходами;
2) расходы на оплату труда, включающие любые начисления работникам:
- по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам и другим принятым в организации формам и системам оплаты труда;
- стимулирующего характера (премии за результаты, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и др.);
- компенсационные начисления, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу во вредных условиях труда, за работу в выходные и праздничные дни и т.п.);
- расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми или коллективными договорами (стоимость бесплатно предоставляемых коммунальных услуг, питания, предметов форменной одежды, отпусков, надбавки районного характера и др.).
Таким образом, расходы на оплату труда:
,
где ФЗП – фонд заработной платы;
ФДВ – фонд дополнительных выплат;
3) суммы начисленной амортизации, включающие начисленную амортизацию по материальным и нематериальным активам.
Материальные активы – имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров.
Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход (патенты, товарные знаки, марки, лицензии, права пользования землей, ноу-хау и т.д.).
При расчете сумм амортизационных начислений могут использоваться методы:
а) линейный:
,
где Н – норма амортизации;
Со – первоначальная стоимость актива;
,
где Тн – срок полезного использования амортизируемого имущества.
б) нелинейный:
,
где С1 – остаточная стоимость актива;
4) прочие расходы, к которым относят:
- налоги и сборы;
- расходы на сертификацию продукции;
- расходы на ремонт основных средств;
- расходы на страхование имущества;
- расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту;
- расходы на содержание автотранспорта;
- расходы на аудиторские услуги;
- представительские расходы (официальные приемы представителей других организаций);
- расходы на рекламу;
- расходы на переподготовку кадров и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.