Особенности ценообразования в отдельных отраслях народного хозяйства

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ТЕМА 8. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

8.1. Ценообразование в топливно-энергетическом комплексе

В топливно-энергетическом комплексе ценообразование является тарифным.

Отрасль топливно-энергетического хозяйства относится к естественным монополиям, так как в данной отрасли экономия издержек при росте масштабов производства выражена особенно резко, а конкуренция практически неосуществима.

Как известно, у монополистов предельные издержки МС выше предельного дохода MR, поэтому в целях максимизации прибыли им выгодно производить меньший объем продукции, реализуя его по более высоким ценам (рис. 8.1).

Различия между монопольной и конкурентной фирмой

Рис. 8.1

Поскольку такая отрасль монопольная, государство сохраняет за собой право контроля за ценообразованием с тем, чтобы не допустить злоупотребления монопольной властью. Поэтому в данном случае государство вмешивается в процесс свободного ценообразования, устанавливая предельные тарифы или предельные надбавки к ним.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию учитывают особый характер ее производства и потребления:

- несовпадение по времени процесса производства и потребления;

- неравномерность потребления по времени года и суток;

- необходимость трансформации энергии и др.

Поэтому тарифы на энергию двухставочные:

- основной тариф – за максимальную мощность;

- дополнительный тариф – за потребленное количество энергии.

Наряду с двухставочным тарифом используется и одноставочный, которые применяется для расчета с населением и маломощными промышленными потребителями (менее 750 кВт-ч).

При разработке двухставочного тарифа:

1) основная ставка, руб./кВт:

,

где     FCЭН – постоянные затраты энергосистемы, руб./год;

          NMAX – максимальная нагрузка энергосистемы, кВт/год;

2) дополнительная ставка пропорциональна количеству потребленной энергии, руб./кВт:

,

где     Q – количество потребленной энергии, кВт-год;

          VC – переменные затраты, руб./год;

3) общий тариф:

.

Для расчета с населением используется одноставочный тариф, т.е. учитываются только затраты на потребленное количество энергии:

.

Расчет тарифов на электрическую и тепловую энергию производится на основе Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». При расчете должны быть обоснованы затраты на производство энергии:

- на приобретение покупной энергии;

- материальные затраты на производство энергии;

- расходы на оплату труда и прочее.

На основе затрат на производство исчисляется прибыль энергосистемы по предельным нормам рентабельности. Далее начисляются надбавки, связанные с повышением цен на топливо, с установленной мощностью, с платой за пользование абонентскими сетями и т.п.

Таким образом, средний тариф на электрическую и тепловую энергию рассчитывается делением общей стоимости энергии на объем ее потребления:

,

где     ЗОБЩ – общие затраты на производство энергии;

          R – нормативная рентабельность;

          Н – надбавки к тарифу;

          Q – объем потребления энергии.

8.2. Ценообразование на транспортные перевозки

Рынок транспортных услуг и его развитие определяется уровнем благосостояния потребителей и производителей товаров и услуг.

Транспортные тарифы – это цены на услуги всех видов транспорта по перемещению грузов и пассажиров.

В конкретном регионе складывается свой рынок транспортных услуг в зависимости от того, какими видами транспорта соединены пункты отправления грузовых и пассажирских потоков.

Тарифы на железнодорожные и водные перевозки имеют двухставочную форму:

,

где     А – стоимость начально-конечных (погрузка, разгрузка) и других операций (упаковка, взвешивание, хранение);

          В – ставка за перевозку груза на единицу пути;

          R – расстояние перевозки.

На автомобильные перевозки тарифы одноставочные, т.е. учитывающие только дальность перевозки:

.

Таким образом, тарифная ставка определяется в зависимости от дальности перевозки (чем расстояние больше, тем в силу эффекта масштаба ставка В меньше).

Тарифы (В) на грузовые железнодорожные перевозки разбиты на три основные группы:

- повагонные отправки;

- мелкие отправки;

- перевозки в контейнерах.

Их расчет осуществляется на основе параметрических зависимостей с учетом вместимости и грузоподъемности вагонов и расстояний перевозок.

Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом могут быть трех видов:

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
113 Kb
Скачали:
0