Федеральное агентство по образованию
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнёва
Химия ГСМ
Лабораторная работа №
Определение плотности авиационных топлив, авиационных масел
и рабочих жидкостей (ГОСТ 3900-85)
Красноярск, 2005
Цель работы:
1. Определить с помощью ареометра плотность топлива при комнатной температуре и привести это значение к стандартному.
2. То же самое для масла.
Теоретические сведения.
Плотность — это масса вещества, заключенная в единице объема. Единица измерения плотности — килограмм на метр кубический или грамм на метр кубический (кг/м3 или г/м3). Плотность топлива изменяется с изменением температуры, поэтому для получения сравнимых результатов плотность следует измерять при одной и той же температуре. Если измерения производятся при другой температуре, то результаты необходимо привести к стандартной температуре 20 °С. В зарубежных и некоторых отечественных стандартах пределы плотности устанавливают при 15°С.
Плотность авиационных топлив, согласно техническим условиям, не должна быть меньше определенной величины. Например, плотность топлива ТС-1 при температуре 20 °С не должна быть меньше 775 кг/м3. В стандартах на автомобильные и авиационные бензины плотность не нормирована, однако определять её обязательно. Плотность получаемых и отпускаемых нефтепродуктов нужно знать для пересчёта из единиц массы в единицы объёма и обратно.
В процессе длительного хранения плотность авиационных топлив практически не изменяется, поэтому расхождения значений при определении плотности могут появляться только за счет возможных ошибок при ее измерениях в результате неправильного отбора проб или при случайном смешении авиационных топлив различных марок.
Плотность авиационных топлив измеряется ареометром для нефти по ГОСТ 3900—85 (рис.1), гидростатическими весами или пикнометром. В лабораториях ГСМ предприятий ГА плотность авиационных топлив обычно измеряется ареометром. Плотность авиационных масел и рабочих жидкостей также измеряется ареометром для нефти по ГОСТ 3900—85. Особенность измерения плотности авиационных масел и рабочих жидкостей, в отличие от измерения плотности авиационных топлив, заключается в том, что в этом случае следует учитывать вязкость, так как в вязкие нефтепродукты ареометр погружается с трудом. Поэтому вязкие авиационные масла и рабочие жидкости необходимо предварительно разбавлять растворителем.
Ареометр (нефтеденсиметр) представляет собой стеклянный пустотелый поплавок, внизу которого находится балласт, а сверху тонкая трубка со шкалой. Некоторые ареометры снабжены внутренним термометром.
Аппаратура, реактивы и материалы
Ареометр для нефти АНТ-1 или АНТ-2, или АН по ГОСТ 18481—81.
Цилиндр для ареометра стеклянный по ГОСТ 18481—81.
Термометр ртутный стеклянный с ценой деления не более 1 °С по ГОСТ 215—73 или 400—80.
Примечание. Если следует измерить плотность авиационного масла, имеющего вязкость при температуре 50 °С более 200 мм2/с (сСт), то необходимо иметь разбавитель известной плотности, например, бензин Б-70 по ТУ 38-101913—82 или бензин для промышленно-технических целей по ГОСТ 8505—80, или бензин-растворитель для резиновой промышленности по ГОСТ 443—76.
Подготовка к испытанию
Испытуемое авиационное топливо в плотно закрытой бутылке выдерживают при температуре окружающей среды до тех пор, пока его температура не будет отличаться от температуры окружающей среды не более чем на ± 3°С.
Цилиндр, в котором предполагается производить измерения плотности выбирают такой вместимости, чтобы при помещении в пробу авиационного топлива объемом 250 см3 ареометра последний мог погружаться на всю высоту и при этом не касаться стенок.
Пробы авиационных масел, плотность которых необходимо определить, выдерживаются в плотно закрытой посуде до тех пор, пока их температура не станет равной температуре окружающей среды. Обычно для этого достаточно нескольких часов.
Проведение испытания
Чистый и сухой ареометр медленно и осторожно погружают, держа его за верхний конец, в пробу авиационного топлива до деления на шкале плотности, соответствующего ожидаемой плотности или пока не станет очевидным, что он плавает. После того, как ареометр установится и прекратятся его колебания, производят отсчет по верхнему краю мениска. При отсчете глаз оператора должен находиться на уровне мениска. Ареометр не должен касаться стенок или дна цилиндра. На поверхности ареометра не должно быть пузырьков воздуха.
Температуру авиационного топлива в цилиндре определяют по термометру ареометра. Если в ареометре нет термометра, температуру авиационного топлива определяют другим метром до и после измерения плотности.
Измерение плотности авиационных масел, имеющих вязкость при температуре 50 °С менее 200 мм2/с (сСт), например, масла МС-8, вязкость которого при этой температуре 8 мм2/с (сСт), производят так же, как и измерение плотности авиационных топлив. При этом температурную поправку определяют по табл. 2.
Авиационные масла, имеющие вязкость при температуре 50 °С более 200 мм2/с (сСт), разбавляют точно равным объемом авиационного топлива известной плотности. Определение плотности маловязких авиационных масел и рабочих жидкостей проводится по методике определения плотности авиационных топлив.
Обработка результатов
Плотность авиационного топлива при температуре испытания определяется путем отсчета по шкале ареометра.
Для приведения измеренной плотности к плотности при температуре 20 °С (р20) пользуются формулой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.