Определение плотности авиационных топлив, авиационных масел и рабочих жидкостей (ГОСТ 3900-85), страница 2

р20 = ρt + γ(t-20)

где ρt — плотность  авиационного топлива при температуре испы­тания, кг/м3;

γ  — средняя температурная    поправка    плотности,    которую

определяют по табл. 1;

t — температура, при которой проводится испытание, °С.

Результат расчета округляют до тысячных долей.

Расхождения   между   последовательными   определениями   не должны превышать при измерении ареометрами: — АНТ-1 и АН — 0,5 кг/м3;  -АНТ-2 — 1 кг/м3.

Пример 1. Температура, при которой проводится испытание, равна 25 °С, уста­новившийся уровень авиационного топлива на ареометре находится между делением 778 и 779. Можно выбирать любое значение. Выбрав значение 778, по табл. 8.1 находим, что для данного значения плотности средняя темпе­ратурная поправка составляет 0,805. Определяем плотность при температуре 20 °С.

р20= 778 + 0,805   (25 - 20) = 782.         р20 = 782 кг/м3.

Пример 2. Температура, при которой проводится испытание, равна -5 °С, уста­новившийся уровень авиационного топлива на ареометре находится на деле­нии 797. По таблице находим, что для данного значения плотности средняя температурная поправка составляет 0,778. Определяем плотность при темпе­ратуре 20 °С.

р20 = 797 + 0,778   (-5 - 20) = 797 - 25·0,778 = 797 - 19 = 778.    р20 = 778 кг/м3.

Таблица 1

Средние температурные поправки

при определении плотности авиационных топлив.

Плотность, кг/м3

Температурная поправка на 1°С

690,0-699,9

0,910

700,0-709,9

0,897

710,0-719,9

0,884

720,0-729,9

0,870

730,0-739,9

0,857

740,0-749,9

0,844

750,0-759,9

0,831

760,0-769,9

0,818

770,0-779,9

0,805

780,0-789,9

0,792

790,0-799,9

0,778

800,0-809,9

0,765

810,0-819,9

0,752

820,0-829,9

0,738

830,0-839,9

0,725

840,0-849,9

0,712

Таблица   2

Средние температурные поправки при определении плотности авиационных масел и рабочих жидкостей

Плотность,   г/см3

Темпера­турная поправка на 1°С, г/см3

Плотность, г/см3

Темпера­турная поправка на 1 "С, г/см3

0,8500—0,8599 0,8600—0,8699 0,8700—0,8799 0,8800—0,8899 0,8900—0,8999 0,9000—0,9099 0,9100—0,9199

0,000699

0,000686

0,000673

0,000660

0,000647

0,000633

0,000620

0,9200—0,9299 0,9300—0,9399 0,9400—0,9499 0,9500—0,9599 0,9600—0,9699 0,9700—0,9799 0,9800—0,9899 0,9900—1,0000

0,000607

0,000534

0,000581

0,000567

0,000554

0,000541

0,000528

0,000515

Плотность высоковязких авиационных масел (ρ) определяют по формуле

ρ = 2 ρ1 ρ2,

где ρ1 — плотность  смеси  авиационного  масла   с   разбавителем, г/см3;

      ρ2 — плотность разбавителя, г/см3.

Расхождения между последовательными определениями не должны превышать:

—  при применении ареометров АН, АНТ-1—0,0005 г/см3;

—  при применении ареометра АНТ-2—0,001 г/см3.

Практические рекомендации

При измерениях плотности авиационного топлива, величина ко­торой заранее неизвестна, необходимо пользоваться набором арео­метров для нефти. Начинать измерения следует ареометром, шкала плотности которого имеет наименьшие значения, а затем, если он непогружается до уровня шкалы, выбирать ареометр со шкалой плотности больших значений и т.д.

Измерительный цилиндр устанавливают на прочной подставке инаклеивают на него бумажную метку на уровне 250 см3. Арео­метр в авиационное топливо следует погружать осторожно, так как иначе он может удариться о дно измерительного цилиндра и разбиться.

Проба авиационного топлива должна иметь температуру окру­жающей среды посредством естественного нагрева при отстаива­нии. Производить принудительный нагрев пробы авиационного бензина запрещается.

При подготовке к испытанию в целях сокращения времени ана­лиза целесообразно температуру пробы авиационного масла и ра­бочей   жидкости  доводить  до температуры  окружающей  среды путем принудительного нагрева или охлаждения с соблюдением мер предосторожности, определяемых правилами пожарной безо­пасности.

Если измеряется плотность высоковязких авиационных масел т. е. в том случае, когда разбавителем является керосин, необхо­димо выровнять температуру авиационного масла и разбавителя а затем перемешать смесь до получения однородной массы В про­тивном случае в верхнем и нижнем слоях смеси вязкость может существенно отличаться.

Равные по объему части авиационного масла и рабочей жид­кости и разбавителя отмеряются измерительным цилиндром.


Контрольные вопросы.

1.     Дать определение плотности.

2.     В каких единицах измеряется плотность в системе СИ?

3.     Какой фактор влияет на изменение плотности?

4.     Какая температура считается стандартной при определении плотности?

5.     Для чего необходимо знать плотность топлива?

6.     От чего зависит плотность авиационных масел?

7.     Какие способы существуют для определения плотности?

8.     На   чем   основан   ареометрический   способ   определения плотности?

9.     Определить плотность авиационного топлива при 20°С, если . При температуре испытания - 6°С, установившийся уровень топлива ареометра находиться на делении 798.

10.   Как измеряют плотность маловязких и высоковязких авиационных масел?

11.   Пределы изменения плотности авиабензинов, ракетных топлив (например ТС-1), авиационных масел и рабочих жидкостей.

12.   На какие эксплуатационные свойства влияет плотность топлив?