р20 = ρt + γ(t-20)
где ρt — плотность авиационного топлива при температуре испытания, кг/м3;
γ — средняя температурная поправка плотности, которую
определяют по табл. 1;
t — температура, при которой проводится испытание, °С.
Результат расчета округляют до тысячных долей.
Расхождения между последовательными определениями не должны превышать при измерении ареометрами: — АНТ-1 и АН — 0,5 кг/м3; -АНТ-2 — 1 кг/м3.
Пример 1. Температура, при которой проводится испытание, равна 25 °С, установившийся уровень авиационного топлива на ареометре находится между делением 778 и 779. Можно выбирать любое значение. Выбрав значение 778, по табл. 8.1 находим, что для данного значения плотности средняя температурная поправка составляет 0,805. Определяем плотность при температуре 20 °С.
р20= 778 + 0,805 (25 - 20) = 782. р20 = 782 кг/м3.
Пример 2. Температура, при которой проводится испытание, равна -5 °С, установившийся уровень авиационного топлива на ареометре находится на делении 797. По таблице находим, что для данного значения плотности средняя температурная поправка составляет 0,778. Определяем плотность при температуре 20 °С.
р20 = 797 + 0,778 (-5 - 20) = 797 - 25·0,778 = 797 - 19 = 778. р20 = 778 кг/м3.
Таблица 1
Средние температурные поправки
при определении плотности авиационных топлив.
Плотность, кг/м3 |
Температурная поправка на 1°С |
690,0-699,9 |
0,910 |
700,0-709,9 |
0,897 |
710,0-719,9 |
0,884 |
720,0-729,9 |
0,870 |
730,0-739,9 |
0,857 |
740,0-749,9 |
0,844 |
750,0-759,9 |
0,831 |
760,0-769,9 |
0,818 |
770,0-779,9 |
0,805 |
780,0-789,9 |
0,792 |
790,0-799,9 |
0,778 |
800,0-809,9 |
0,765 |
810,0-819,9 |
0,752 |
820,0-829,9 |
0,738 |
830,0-839,9 |
0,725 |
840,0-849,9 |
0,712 |
Таблица 2
Средние температурные поправки при определении плотности авиационных масел и рабочих жидкостей
Плотность, г/см3 |
Температурная поправка на 1°С, г/см3 |
Плотность, г/см3 |
Температурная поправка на 1 "С, г/см3 |
0,8500—0,8599 0,8600—0,8699 0,8700—0,8799 0,8800—0,8899 0,8900—0,8999 0,9000—0,9099 0,9100—0,9199 |
0,000699 0,000686 0,000673 0,000660 0,000647 0,000633 0,000620 |
0,9200—0,9299 0,9300—0,9399 0,9400—0,9499 0,9500—0,9599 0,9600—0,9699 0,9700—0,9799 0,9800—0,9899 0,9900—1,0000 |
0,000607 0,000534 0,000581 0,000567 0,000554 0,000541 0,000528 0,000515 |
Плотность высоковязких авиационных масел (ρ) определяют по формуле
ρ = 2 ρ1— ρ2,
где ρ1 — плотность смеси авиационного масла с разбавителем, г/см3;
ρ2 — плотность разбавителя, г/см3.
Расхождения между последовательными определениями не должны превышать:
— при применении ареометров АН, АНТ-1—0,0005 г/см3;
— при применении ареометра АНТ-2—0,001 г/см3.
Практические рекомендации
При измерениях плотности авиационного топлива, величина которой заранее неизвестна, необходимо пользоваться набором ареометров для нефти. Начинать измерения следует ареометром, шкала плотности которого имеет наименьшие значения, а затем, если он непогружается до уровня шкалы, выбирать ареометр со шкалой плотности больших значений и т.д.
Измерительный цилиндр устанавливают на прочной подставке инаклеивают на него бумажную метку на уровне 250 см3. Ареометр в авиационное топливо следует погружать осторожно, так как иначе он может удариться о дно измерительного цилиндра и разбиться.
Проба авиационного топлива должна иметь температуру окружающей среды посредством естественного нагрева при отстаивании. Производить принудительный нагрев пробы авиационного бензина запрещается.
При подготовке к испытанию в целях сокращения времени анализа целесообразно температуру пробы авиационного масла и рабочей жидкости доводить до температуры окружающей среды путем принудительного нагрева или охлаждения с соблюдением мер предосторожности, определяемых правилами пожарной безопасности.
Если измеряется плотность высоковязких авиационных масел т. е. в том случае, когда разбавителем является керосин, необходимо выровнять температуру авиационного масла и разбавителя а затем перемешать смесь до получения однородной массы В противном случае в верхнем и нижнем слоях смеси вязкость может существенно отличаться.
Равные по объему части авиационного масла и рабочей жидкости и разбавителя отмеряются измерительным цилиндром.
Контрольные вопросы.
1. Дать определение плотности.
2. В каких единицах измеряется плотность в системе СИ?
3. Какой фактор влияет на изменение плотности?
4. Какая температура считается стандартной при определении плотности?
5. Для чего необходимо знать плотность топлива?
6. От чего зависит плотность авиационных масел?
7. Какие способы существуют для определения плотности?
8. На чем основан ареометрический способ определения плотности?
9. Определить плотность авиационного топлива при 20°С, если . При температуре испытания - 6°С, установившийся уровень топлива ареометра находиться на делении 798.
10. Как измеряют плотность маловязких и высоковязких авиационных масел?
11. Пределы изменения плотности авиабензинов, ракетных топлив (например ТС-1), авиационных масел и рабочих жидкостей.
12. На какие эксплуатационные свойства влияет плотность топлив?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.