МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра тепловых электрических станций
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к лабораторным работам №1-3
по курсу “Теплотехнические измерения и автоматизация”
для студентов специальности 100500
“Тепловые электрические станции”
Чита 2005
Методические указания составлены доцентом, к.т.н. С.С.Руденко
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Выполнение лабораторных работ по курсу “Теплотехнические измерения и автоматизация” является составной частью изучения данного курса. В данных методических указаниях рассматриваются лишь лабораторные работы, относящиеся к разделу теплотехнических измерений. Лабораторные работы по этому разделу должны способствовать лучшему усвоению студентами теоретических положений курса, обеспечивать приобретение студентами практических навыков владения приборами и проведения теплотехнических измерений. Основное место в методике выполнения данных лабораторных работ отводится определению характеристик изучаемых приборов, вопросам их поверки и порядка оценки результатов экспериментальных измерений.
Студент, впервые приступивший к работе в лаборатории теплотехнических измерений, должен в обязательном порядке получить вводный инструктаж по технике безопасности. Особое внимание должно быть обращено на места возможного поражения электрическим током в лаборатории, на аппаратуру и линии, работающие под давлением, установки с высоким тепловым излучением.
Для получения максимальной отдачи от лабораторной работы студенту необходимо провести соответствующую самостоятельную подготовку к ней. Требуется детально ознакомиться со всеми вопросами, относящимися к выполняемой лабораторной работе. Ознакомление следует проводить по конспектам лекций, учебникам и учебным пособиям, другой специальной литературе, указанной в методическом указании к работе. Следует широко использовать весь относящийся к работе наглядный и демонстрационный материал, имеющийся в лаборатории: приборы, их макеты и модели, плакаты и т.д. Проверка подготовленности студента к выполнению очередной лабораторной работы осуществляется преподавателем на текущем занятии. Если студент не знает требуемого раздела курса, содержания и методики проведения лабораторной работы, то он, как правило, не допускается к выполнению работы и отрабатывает её во внеурочное время.
Для выполнения лабораторных работ учебная подгруппа разбивается на бригады по 2-3 человека. Отчёт по лабораторной работе составляется один на подгруппу.
Включение аппаратуры и приборов на лабораторных стендах может производиться только под контролем преподавателя или персонала лаборатории – лаборанта, учебного мастера, зав. лабораториями. Самостоятельно включать аппаратуру на стенде не рекомендуется, даже если порядок включения кажется ясным и понятным.
Протокол с черновыми результатами предъявляется преподавателю для просмотра в конце текущего занятия. В случае явного несоответствия отдельных результатов ряда опытов следует выявить причины несоответствия и, при необходимости, повторно провести опыты, вызывающие сомнения.
После окончания опытов на лабораторном стенде вся аппаратура выключается и приводится в состояние соответствующее первоначальному.
В отчёт по работе, как правило, включается схема и краткое описание стенда, характеристика проведённых опытов, результаты опытов в форме расчётов, графиков, таблиц, результаты обработки опытных данных, дополнительные материалы, отмечаемые в методических указаниях.
При защите отчёта студенту задаются вопросы, имеющие целью установить, что исполнитель хорошо представляет изучаемый прибор, контрольную аппаратуру, порядок выполнения лабораторной работы, может критически оценить полученные результаты и сделать вывод по ним о работоспособности прибора.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ
1.1.Цель работы
В процессе выполнения лабораторной работы студент должен получить представление об основных метрологических понятиях, научиться обрабатывать результаты измерении, оценивать погрешность измерений.
1.2. Общие сведения о теплотехнических приборах
Измерение связано с определением числового значения измеряемой величины с помощью приборов. С точки зрения способов измерения различают прямое и косвенное измерение. При прямом измерении результат отсчитывается по показаниям прибора. При косвенном измерении результат вычисляется по формулам, которые связывают искомую величину с прямо измеренными другими величинами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.