5. Налоги как фактор перераспределения национального дохода и стимулирования структурных изменений.
¨ Налоги влияют на производство, распределяя национальный доход и связанный с ним перераспределение производительных сил, но это влияние не всегда способствует росту производства. Перераспределение национального дохода через налоги может идти через бюджет и помимо бюджета (но косвенно за счет бюджета, так как, например, налоговые льготы – это суммы, которые могли бы пойти с госбюджет). Экономический результат перераспределения национального дохода через бюджет может быть различным и зависит от направления перераспределения:
· если сумма налога отнимается от текущего потребления и идет на капитальное строительство. То в результате получается принудительное накопление;
· если сумма идет из фонда накопления через государственный бюджет на образование потребительских доходов, то получаем «проедание» части накопления, следовательно, замедление роста производительных сил (что чаще и бывает).
¨ Помимо бюджета, с помощью дифференциации налогообложения (много ставок, льгот…) создаются более благоприятные условия для определенных отраслей, так правительство перекачивает средства из одних отраслей в другие и содействует развитию определенного сектора экономики. Дифференциация на практике искажает действующие экономические отношения (так осуществляется протекционизм отдельных компаний), создавая для поощряемых компаний искусственную тепличную обстановку, снижая стимул к рационализации производства. Такая дифференциация содействует одним отраслям и вредит другим и очень трудно оценить, что больше – польза или вред. Это одна из причин снижения льгот на западе.
6. Воздействие налогов на цену и объем производства.
Налоги могут воздействовать на изменение общего уровня цен если:
а) процедура по взиманию и обратному вливанию средств в хозяйство отражается на скорости обращения денег (налоги – орудие перераспределения);
б) тяжелые и неравномерные налоги приводят к сокращению производства и уменьшению товарной массы.
Так появляются 2 проблемы:
· все перелагаемые (косвенные) налоги влияют на цену отдельных товаров, рост цены одного товара может уравновешиваться снижением цены другого товара, следовательно, общий уровень цен не изменится;
· налоги влияют на объем производства товара, притом, воздействие налогов на объем производства разных товаров будет разным. Это связано с различной эластичностью спроса по цене. Следовательно, налоги влияют на структуру производства через механизм цены, спроса, предложения (см. график).
Таким образом, налог, создавая разницу между ценой, заплаченной покупателем и ценой, полеченной продавцом, снижает и производство и потребление, следовательно, ухудшает и положение продавца, и положение покупателя, изменяя структуру общественного производства, перекачивая капитал из отрасли в отрасль.
Р
Е1
Р1 Е
Р0
Р2
Q1 Q0 Q
Где, D – спрос, S – предложение до введения налога. Вводится акциз, следовательно, растет P и S® S1. продавцы желают продать тот же объем, но не по P0, а по P1, желающих купить становится меньше и E® E1 – это рыночное равновесие, в котором покупатели платят P1, а продавцы получают лишь P2, так как реализуют меньший объем.
[1] Акцизы – косвенный налог, включается в цену продукции. Это изъятие в бюджет сверхприбыли от высокорентабельной продукции.
[2] Акцизы – косвенный налог, включается в цену продукции. Это изъятие в бюджет сверхприбыли от высокорентабельной продукции.
[3] Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг, осуществляемых гос. банком и пр.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.