Государственный бюджет, налоги, система налогообложения, страница 3

Расходы

Доходы

1. Затраты на социальные услуги (40-50 %). Здравоохранение, образование, социальные пособия.

1. Налоги (75-85 %), включая акцизы[2], таможенные пошлины, гербовый сбор.

2. Затраты на хозяйственные нужды (10-20 %). Кап. Вложения в инфраструктуру, дотации гос. предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление спец. программ.  

2. Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли) (5-8 %)

3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики (10-20 %). Займы иностранным государствам, дипломатические службы.

3. Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости (10-12%)

4.Административно-управленческие расходы (5-10 %). Содержание правительственных органов, юстиции, налоговой полиции и пр.

5. Платежи по государственному долгу (7-8 %).

Расходы выполняют функции политического, социального, хозяйственного регулирования

Доходы являются источниками средств для выполнения функций регулирования

Проблема сбалансированности бюджета

Доходы > = Расходам – это идеальное исполнение государственного бюджета, т.е. полное покрытие всех расходов и образование остатка денежных средств.

Доходы < Расходов – это означает образование бюджетного дефицита, который покрывается внешними и внутренними гос. займами, дополнительной эмиссией[3] денег.

К дополнительной эмиссии прибегают в критических ситуациях. Её последствия: неконтролируемая инфляция, рост заработной платы, обесценивание сбережений населения, воспроизводство бюджетного дефицита, подрыв стимулов для долгосрочных инвестиций.

Последствия гос. займов менее опасны, чем эмиссия: 1) гос. ценные бумаги могут быть размещены принудительно, и следовательно, могут нарушить рыночную мотивацию частных финансовых институтов; 2) гос. займы, мобилизируя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Поэтому частные фирмы имеют меньше возможностей для развития; 3) гос. займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита – росту учетной ставки.

Бюджетный дефицит (задолженность гос-ва) может превратиться в государственный долг. Сегодняшние гос. займы – это завтрашние налоги. Превышение гос. долга в 2,5 раза над ВВП –опасно для стабильности экономики и для устойчивого денежного обращения. Государственный долг может быть:

3.  внутренний или внешний,

4.  краткосрочный (до 1г.), среднесрочный (1-5 лет), долгосрочный (более 5 лет).

Краткосрочный долг наиболее опасен, т.к. его м. пролонгировать, а это % на %.

Проблема внешнего долга

Если внешний долг составляет 20-30 % поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно (требуются залоги, особые поручительства, более высокие проценты).

Пути решения проблем внешнего долга: 1) традиционный – выплата долгов за счет золотовалют (резервы не всегда могут быть); 2) консолидация внешнего долга – выплачиваются только проценты, а погашение долга откладывается. Возможно только с согласия кредитора; 3) конверсия – превращение внешнего долга в долгосрочные иностранные инвестиции (например, в счет долга м.б. приобретена недвижимость, ценные бумаги). Финансовых средств в страну не поступает, а доля иностранного капитала увеличивается; 4) обращение страны должника к международным банкам (региональным, всемирному). Такие банки предоставляют льготные кредиты, но предъявляют жесткие требования к гос. экономической политике.

‚


Налоги и налоговая система.