Эксплуатационные расчеты ленточных конвейеров: Учебное пособие, страница 5

6.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАТЯЖЕНИЙ В ЛЕНТЕ КОНВЕЙЕРА

Для проверки на прочность ленты конвейера необходимо знать ее максимальное натяжение при рабочей нагрузке, которое находят, выполняя расчет натяжений.

Для определения натяжений в ленте используется метод обхода контура расчетной схемы конвейера по точкам. С этой целью на расчетной схеме обозначаются и нумеруются все точки сопряжения прямолинейных и криволинейных участков.

За начальную точку (точку 1) при обходе по контуру принимается точка сбегания ленты с приводного (или с приводных) барабана. Остальные точки нумеруются от точки 1 по ходу движения ленты.

Расчет начинают с определения необходимой величины предварительного натяжения ленты, создаваемой перед пуском конвейера в точке сбегания с приводного барабана , которое должно обеспечивать выполнение следующих условий:

1. Лента не должна буксовать по приводным барабанам в период пуска загруженного конвейера (наиболее тяжелый режим работы).

2. Стрела провисания ленты между роликоопорами в точке с наименьшим натяжением на нагруженной грузовой ветви не должна превышать нормативной величины.

Обычно определяет натяжение  по первому условию, а затем проверяют по второму.

По первому условию натяжение в точке сбегания

,                                   (21)

- коэффициент запаса сил трения на приводных барабанах. Значения =1,2-1,4. Большие принимаются для конвейеров с жесткими натяжными устройствами (винтовыми, лебедочными) и приводами, не имеющими устройств для смягчения пуска конвейера. Меньшие - для конвейеров с податливыми натяжными устройствами (грузовыми, автоматическими) и приводами, снабженными для смягчения пуска конвейера (например, гидромуфтами с дополнительным объемом).

- тяговое усилие на ободе приводных барабанов конвейера. С достаточным приближением  может быть найдено по формуле:

,                                  (22)

- коэффициент, учитывающий сосредоточенные сопротивления на поворотных пунктах и криволинейных участках конвейера.

- тяговый фактор приводных барабанов (табл. 12)

Величина  в зависимости от длины конвейера:

10

20

30

50

80

100

200

300

400

600

830

1000

1500

4,5

3,2

2,6

2,2

1,9

1,75

1,45

1,3

1,25

1,15

1,1

1,08

1,05

Чтобы найти значение  по табл.11 необходимо знать суммарный угол обхвата приводных барабанов, состояние их поверхности (футерованная или не футерованная) и состояние окружающей атмосферы (сухо, влажно, очень влажно).

Значения натяжений в любой последующей -й точке () определяется путем суммирования натяжения в предыдущей точке с сопротивлением, действующим на участке между этими точками

                                  (23)

Сопротивления на прямолинейных участках трассы конвейера определяются предварительно по уравнениям (17)-(20). Сосредоточенные сопротивления на каждом из криволинейных участков учитываются путем повышения значения натяжения ленты в точке сбегания с этого участка на 3-5% в сравнении с натяжением в точке набегания

Значения коэффициента  зависят от угла поворота  трассы конвейера

=1,03 - 1,04    при=90

=1,04 -1,05     при =180

Применительно к схеме на рис.1(а)

 ;

;   =1,04;

    

;          ()

;    

;     

Полученная расчетная величина наименьшего натяжения ленты на груженой ветви () проверяется по условию соблюдения допустимой стрелы провисания ленты между роликоопорами в соответствии с уравнением

                              (24)

Если это условие не выполняется, необходимо сделать перерасчет натяжений, приняв за начальную точку с наименьшим натяжением на груженой ветви и назначив в ней значение натяжения в соответствии с формулой (24).

Затем от этой точки производят обход по контуру в обе стороны к точкам набегания и сбегания ленты с приводного барабана и находят новые величины и , удовлетворяющие условию провисания ленты. Например, применительно к схеме на рис.1(б)

;

;   ;   ;

;   .

Выполнив расчет натяжений, из полученных значений выбирают максимальное, которое и используют для расчета ленты на прочность. У горизонтальных конвейеров и наклонных конвейеров, работающих вверх, таким натяжением всегда будет натяжение в точке набегания ленты на приводные барабаны.