Расчёт параметров асинхронного короткозамкнутого двигателя (Пример использования возможностей компьютерной техники для решения инженерных задач), страница 6

По семейству графиков зависимости h( P2,UH),отображенном на  Рис.3, можно сделать вывод, что КПД двигателя (h)  пропорционально величине частоты питающей сети, и по мере нагрузки двигателя постепенно увеличивается.

 По семейству графиков зависимости сosj(P2,UH), отображенном на  Рис.4, можно сделать вывод, что при больших значениях мощности двигателя на валу коэффициент мощности (сosj) почти не зависит от величины частоты питающей цепи.

По семейству графиков зависимости n(P2,UH), отображенном на  Рис.5, можно сделать вывод, что частота вращения ротора (n) прямо пропорционально зависит от величины частоты питающей сети, т.е. для большей частоты – будет большая частота вращения ротора.


Расчет параметров двигателя в Qbasic

Некоторые инженерные задачи не могут быть грамотно решены с помощью программ MS OFFICE. Одним из рациональных способов решения таких задач является решение их с помощью соответствующих программ, одной из которых является Qbasic.

При его использовании для данной задачи необходимо составить программу  (прил. 2), для упрощения чего надо составить блок-схему (прил. 2), отражающую необходимые условия и операции, а также создать таблицу индикаторов (прил. 2), переводящую основные параметры на язык Qbasic.


Выводы

Целью данной курсовой работы было рассчитать параметры короткозамкнутого асинхронного двигателя, при изменении частоты питающей сети , в EXCEL и QBASIC, проверить правильность полученных результатов путём определения относительных погрешностей между вычисленными и исходными данными, по вычисленным соотношениям построить графики семейств четырёх функций: Р12,fH), n(Р2, fH), cosj(Р2, fH),  h( Р2, fH). Где fH –номинальная частота питающей сети.

По вычисленным значениям в EXCEL были построены графики, представленные выше.

По графику зависимости мощности, потребляемой двигателем из сети (Р1)  от мощности на валу двигателя (Р2)  при изменяющейся fH (рис.2), можно сделать вывод, что при увеличении (Р2), (Р1) также пропорционально увеличивается при всех значениях fH. Причем мощность на валу двигателя при частоте сети 60Гц будет больше той же мощности при частоте сети 50Гц.

График зависимости КПД двигателя (h) от мощности на валу двигателя (Р2) при изменении fH (рис.3) позволяет  сделать следующий вывод: с увеличением мощности на валу двигателя (Р2), КПД двигателя (h) также увеличивается для обоих значений (fH),причем коэффициент полезного действия двигателя, при включении его в сеть частотой 50Гц, будет значительно выше, чем при работе двигателя в сети частотой 60Гц. Что является не маловажным фактором.

По графику зависимости коэффициента мощности двигателя (cosj) от мощности на валу двигателя (Р2) при аналогичном изменении fH (рис.4) можно увидеть, что значения коэффициента мощности двигателя (cosj)  возрастают пропорционально увеличению (P2), стремясь к единице. При частоте сети 60Гц возрастание коэффициента мощности происходит более интенсивными темпами.

По графику зависимости частоты вращения ротора (n) от мощности на валу двигателя (Р2) при изменяющейся  частоте fH (рис.5) видно, что частота вращения убывает пропорционально увеличению мощности на валу двигателя, вне зависимости от fH. Причем частота вращения ротора двигателя при частоте 60Гц будет больше, чем при частоте 50Гц.

Кроме того, были произведены вычисления выше указанных параметров посредством программы на языке QBASIC. В программе были использованы операторы: цикла (FOR), логического сравнения (IF-THEN). Результаты расчета выведены в виде таблицы.

Правильность проведенных расчетов доказывает:

1. Результат расчетов в табличном редакторе EXCEL подтвердила программа, написанная в QBASIC

2.Получившиеся графические зависимости соответствуют законам электротехники