Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им Г.В. Плеханова
(технический университет)
кафедра КГМ и ТМ
по дисциплине: __Детали машин ______________________
(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)
Автор студент гр. _ГМ-00-1_ ________________ / _Семашко О.Д._/
(подпись) (Ф.И.О.)
ОЦЕНКА: ____________
Дата: __________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
2002
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить прочностной и геометрический расчет цилиндрической зубчатой передачи указанного вида с определением усилия действующих в зацеплении.
2. Рассчитать на прочность и выносливость ведомый вал передачи, подобрать для него подшипники качения и рассчитать шпоночное или шлицевое соединение колеса с валом.
3. Вычертить в сборе ведомый вал передачи с простановкой размеров и спецификацией.
Исходные данные:
Мощность Р, кВт; частота вращения, мин-1 |
передаточное число u |
рекоменд. вид Т.О. шестерни |
вид линии зуба колес и их расположение относит. опор |
степень точности |
ресурс работы Lh ; ч. |
90; 1480 |
5,6 |
цементация |
Прямозубая Консольная |
6 |
5000 |
Схема редуктора с консольной схемой расположения колес.
1 – электродвигатель; 2 – соединительная муфта; 3 – передача; 4 – быстроходный вал; 5 – тихоходный вал.
Прочностной и геометрический расчет зубчатой передачи с определением усилия действующих в зацеплении.
1.Определение крутящего момента и частоты вращения.
Момент на быстроходном валу:
.
Момент на тихоходном валу:
=3215 Н м.
Частота вращения тихоходного вала:
об/мин.,
где u-передаточное отношение передачи, nДВ- частота вращения двигателя.
Находим угловые скорости вращения валов:
=155 рад/с.
рад/с.
2. Так как материал для шестерни и для зубчатого колеса не заданы, их следует выбрать исходя из вида Т.О.
Для шестерни принять сталь 18ХГТ (HRC = 56-63); вид ТО – Цементация.
Определение допускаемых контактных напряжений [sH]1 :
,
где- предел контактной выносливости соответствующий базовому числу циклов испытаний, SH- коэффициент безопасности при расчете на контактную прочность, КHL-коэффициент долговечности, вычисляется в зависимости от условий работы передачи и заданного срока службы.
МПа; SH1 = 1,2;
,
МПа.
МПа.
3. Определение межосевое расстояния передачи по критерию контактной выносливости.
,
где Ка –числовой коэффициент, для прямозубых колес Ка=490 ,
ybа- коэффициент ширины колеса. ybа = 0,2
для 6 степени точности при b=0°,.
мм
По ГОСТ-2185-81 принято мм
мм
принимаем по ГОСТ 9563 – 60 m=4 мм
- угол наклона зуба (прямозубая передача).
Уточнение угла наклона линии зуба
,т.к. передача прямозубая
Гометрические параметры передачи:
Диаметры окружностей вершин, мм;
где -коэффициент высоты головки; для исходного контура по ГОСТ 13755-68 .
Х1 и Х2 –коэффициенты смещения исходного контура шестерни и колеса, для шевронных колес Х1 = 0; Х2 =0;
-коэффициент уравнительного смещения:,
коэффициент суммы смещений:
коэффициент воспринимаемого смещения: ,
делительное межосевое расстояние: ,
Þ,
тогда и
мм,
мм.
Даметры окружностей впадин.
Ширина колеса
По ГОСТ 6636-69 ширина шестерни
4. Определение усилийи скорости в зацеплении.
м/с
Окружная сила.
Н,
Радиальная и осевая силы
Н,
Н,
5. Проверка передачи на контактную выносливость
Расчетное контактное напряжение
,
где ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, для стальных зубчатых колес ZM =275 (Н/мм2)(1/2).
ZН – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев и находится по формуле: ;
Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубых
Находим коэффициент торцевого перекрытия
удельная окружная сила, Н/мм
где КНa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчете на контактную выносливость поверхностей зубьев определяем по ГОСТ –21354-75, КНa=1,02
КНb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца определяем по ГОСТ –21354-75, КНb =1,72
КНV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении при расчете на контактную выносливость поверхностей зубьев.
где WHV – удельная окружная динамическая нагрузка, Н/мм,
,
где dН – коэффициент учитывающий влияние вида зубчатой передачи определяется по таблице, dН = 0,006
g0 - коэффициент учитывающий влияние разности шагов в зацеплении шестерни и колеса по ГОСТ – 21354-75, g0 =42
Н/мм
; Н/мм
МПа , что больше чем МПа не больше чем на 8%
Þ контакная прочность обеспечена.
6. Проверка передачи на изгибную прочность
где Yb -коэффициент, учитывающий наклон зуба, для прямозубой передачи
Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, для прямозубых колес Ye=1
YF - коэффициент, учитывающий форму зуба находят по таблице
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.