Министерство образования РФ
Санкт-Петербургский государственный горный институт
(технический университет) им. Г. В. Плеханова
Кафедра КГМ и ТМ
Дисциплина: ______________прикладная механика ___________________
(наименование дисциплины согласно учебному плану)
Выполнил: студент гр. ТО-02 _____________ /Борзенков А.А./
(подпись) (Ф.И.О.)
Оценка: __________
Дата: _____________
Проверил: Преподаватель ________________ / Прялухин А.Ф./
(подпись) (Ф.И.О.)
С.-Петербург
2004
Вариант№19
Задание:
1) Рассчитать винтовое и силовое устройство-“винт и гайка”.
2) Спроектировать домкрат.
3) Выполнить чертеж домкрата на листе формата A3 или A2.
4) Показать фрагмент резьбы в масштабе 5:1.
Дано:
Резьба винтовой пары |
FА, кН |
Высота подъёма, м |
Материал |
||
винта |
рукоятки |
гайки |
|||
Прямоугольная |
88 |
0,20 |
Ст4 |
20 |
СЧ25(1412-79) |
Структурная схема передачи:
Передача винт-гайка кинематически представляет собой винтовую пару, состоящую из винта, приводимого во вращение рукояткой, и гайкой.
1
2
3
1 – винт
2 – гайка
3 – рукоятка
Основное назначение передачи “Винт гайка” преобразование вращательного движения в поступательное.
Передачи применяют в домкратах, прессах, металлорежущих станках, прокатных станах, грузоподъемных механизмах (устройство для изменения вылета стрелы кранов).
Значительно реже передача “Винт гайка” применятся для преобразования поступательного движения во вращательное (эту передачу используют, например, в ручных деталях).
В передачах “Винт гайка” в основном применяют трапецеидальную и упорную, вторую - при передачи больших односторонних усилий.
В домкратах и прессах иногда используются нестандартная прямоугольная (ленточная) резьба.
Она обеспечивает несколько больший выигрыш в силе и более высокий КПД, чем стандартные резьбы, но её нельзя обрабатывать фрезерованием и шлифованием и прочность её витков ниже, чем у трапецеидальной резьбы. Кроме того, у прямоугольной резьбы при износе получается неустранимый “мертвый ход”, у трапецеидальной резьбы его можно устранить разрезными стяжными гайками.
Передачи “Винт-Гайка” имеют две основные разновидности: передачи с трением скольжения и передачи с трением качения (шариковинтовые пары).
Расчет грузового винта
Износостойкость - является основным критерием работоспособности винтовой пары, ограничиваемая допускаемым удельным давлением на рабочей высоте профиля резьбы.
Расчет по этому критерию сводится к ограничению давления между поверхностями резьбы винта и гайки. Иногда указанный расчет называют расчетом на невыдавливание смазки.
Другим критерием работоспособности служит прочность винта, работающего в подавляющем большинстве случаев на сжатие и на кручение, в некоторых конструкциях винт дополнительно испытывает изгиб.
К критериям работоспособности винтовых механизмов можно отнести также прочность гаек, рукояток, штурвалов, дополнительных элементов, например винтов для стопорения гаек.
а) определяем средний диаметр резьбы винтовой пары:
максимальная осевая нагрузка.
коэффициент высоты гайки.
коэффициент рабочей высоты витка.
допускаемое удельное давление в винтовых парах, МПа.
б) определяем шаг резьбы:
ПО ГОСТу 9484-73: P=16 (мм), d2=67 (мм);
Так как прямоугольная резьба не стандартизирована, то параметры данной резьбы определяются по следующим формулам:
радиальный зазор.
в) проверяем стандартные параметры резьбы на самоторможение:
где - угол подъёма резьбы; f-
коэффициент трения; =- угол трения для
резьбы; - угол профиля резьбы;
=
==
г) определяем коэффициент запаса продольной устойчивости:
, где допустимый коэффициент запаса
- критическая нагрузка,H
д) определяем гибкость винта:
где коэффициент качества опор.
предельная (свободная) длина винта.
радиус инерции сечения винта, м.
д.1) определяем радиус инерции сечения винта:
d - наружный диаметр ; d1 - внутренний диаметр
д.3) определяем площадь поперечного сечения винта:
;
. Так как дальнейший расчет на продольную устойчивость не проводится.
е) определяем коэффициент запаса статической прочности:
, где предел текучести материала винта, МПа
эквивалентные напряжения в опасном сечении винта, МПа допускаемый запас статической прочности,
Расчёт грузовой гайки
а) определяем посадочный диаметр:
, где 1,33 –коэффициент, учитывающий деформацию кручения резьбовой пары
допускаемое разрывное напряжение для материала гайки, [] = 30 40 МПа
D4-внутренний диаметр резьбы гайки, мм
б) определяем высоту гайки в (мм) и общее количество витков резьбы соответственно:
,
в) определяем диаметр опорного заплечика гайки:
, где DR-диаметр галтельного перехода гайки, мм: DR=Dr+2R
R-радиус галтельного перехода: R=1(мм)
.
DR=Dr+2RDR=100+2*1=102 (мм).
г) определяем высоту опорного заплечика гайки:
=
д) определяем деформацию среза:
[] – допускаемое напряжение среза, МПа
Для чугунных гаек -
е) определяем момент в резьбе:
ж) определяем момент в кольцевой пяте:
- приведённый диаметр кольцевой пяты
- коэффициент трения в кольцевой пяте винта
з) определяем момент на опорной поверхности заплечика:
- приведённый диаметр опорной поверхности заплечика
- коэффициент трения между заплечиком гайки и корпусной деталью
и) определяем расчётную длину рукоятки:
F0 – усилие рабочего, F0=150 – 300 H; – число рабочих; = 1- 2
–коэффициент, учитывающий несогласованность действий, =1–0,8;
[L]–предельная длина рукоятки, [L]=0,8м
Так как данное условие не выполняется, то предусматривается удлинитель или улучшают фрикционные свойства винтовой пары.
к) определяем расчётный диаметр рукоятки:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.