Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова
(технический университет)
(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)
Выполнил: студент гр. ММ-01 ______________ /Сергеева Н А /
(подпись) (Ф.И.О.)
ОЦЕНКА: _____________
Дата: __________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2003
Таблица 1
Р1, кВт |
n1, мин.-1 |
передаточное число, U |
Рекоменд. вид ТО |
тип передачи |
степень точности передачи |
ресурс работы, Lh, час. |
схема расположения колес |
75,0 |
980 |
3,15 |
Улучше- ние |
ЦК |
7 |
9000 |
симмет-рично |
ЦШ – цилиндрическая косозубая передача.
тип электродвигателя: 4А280S6УЗ
твердость поверхности зубьев - НRC58
Перед тем как выбрать тип электродвигателя, необходимо рассчитать вращающие моменты на ведомом и ведущем валах. Момент ведущего вала находится по формуле:
где Р – мощность двигателя, кВт, n-частота вращения, мин–1,.
Зная вращающий момент на ведущем валу, можно найти вращающий момент на ведомом валу:
где U =6.3 – передаточное число; =0,94 – коэффициент полезного действия (КПД).
Далее можно вычислить частоту вращения ведомого вала:
Угловые скорости валов:
Так как материал для шестерни и для зубчатого колеса не заданы, их следует выбрать исходя из вида термообработки (ТО). Рекомендуемый вид ТО – улучшение, тогда выгодно выбрать сталь40.
Определяем допускаемое контактное напряжение [sН]:
МПа.
HRC1=HRC2+(3-5)=58+5=63 МПА;
где 1=23HRC1=23*63=1449 МПА – расчетное значение предела контактной выносливости материала зубчатых колес; SН – коэффициент безопасности, SН=1,2; КHL – коэффициент долговечности принимаем равным 1, т.к. не заданны условия работы зубчатой передачи. Получаем:
для шестерни : МПа,
для колеса –МПа.
Находим допускаемое контактное напряжение зубчатой пары:
МПа
Определяем допускаемое изгибное напряжение [sF]:
МПа.
где – расчетное значение предела контактной выносливости материала косозубчатых колес,=1,8НВ; SF – коэффициент безопасности, SF=1,8 . Получаем:
для шестерни – МПа;
для колеса –МПа.
Произведем расчет межосевого расстояния по критерию контактной выносливости.
,
где ka – числовой коэффициент, для косозубых передач ka=430 МПА, – коэффициент неравномерности распределения нагрузки, =1,15-1,35; – коэффициент ширины зубчатых колес, =0,2¸0,315. Подставляя числовые данные в формулу, получим:
.
Полученное значение согласовываем с ближайшим стандартным по ГОСТу 2185-81, мм.
Далее высчитываем модуль зубчатой передачи следующим образом. По формуле находим интервал, из которого выбираем стандартизованное значение модуля:
Вычисляем числа зубьев шестерни z1 и колеса z2.
Проверим фактическое передаточное число, .
Найдем делительные диаметры шестерни (1) и колеса (2) из общей формулы:
мм;
мм,
мм,
Делаем проверку, чтобы убедиться, что расчеты были произведены правильно:
Далее рассчитываем диаметры вершин колес,
исходя из общей формулы мм, и диаметры впадин зубьев по формуле мм; таким образом, получим:
Можем вычислить рабочую ширину передачи bW, шестерни bW1 и колеса bW2.
1.5 Расчет усилий, действующих в зубчатых передачах
Определим усилия окружное Ft и радиальное FR, действующие в зацеплении по следующим формулам:
где =20о – угол зацепления передачи.
Определим окружные скорости в зацеплении по формуле:
.
Все полученные данные при расчете зубчатой передачи внесем в таблицу 2:
Таблица 2
Т1=731 Нм |
Z1=33 |
df1=62,48 мм |
Т2=2164,5 Нм |
Z2=104 |
df2=207,67мм |
n1=980 мин-1 |
UФ=3,1 |
bw=70 мм |
n2=3,15 мин-1 |
ΔU=0,16% |
[σH]=1043.6 МПа |
U=3,15 |
V=3.5 м/с |
[σF]1=63.2 МПа |
HRC=58 |
d1=67,48 мм |
[σF]2=58 МПа |
аw=140 мм |
d2=212,67мм |
Ft=22*Н |
m=2мм |
da1=71,48 мм |
FR=8.1*Н |
da2=214,67 мм |
=4.62*Н |
Расчетное контактное напряжение находим по формуле:
,
=1,74
ZM=275 МПа1/2
,
Н/мм,
где – коэффициент распределения нагрузки между зубьями, =1; – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, =1,33; – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, для косозубых колес =1,2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.