Типы поселений |
Годы |
||||
1959 |
1970 |
1989 |
2002 |
2005 |
|
Города |
877 |
969 |
1020 |
1098 |
1099 |
Поселки городского типа |
1495 |
1869 |
2152 |
1842 |
1461 |
Всего |
2372 |
2838 |
3172 |
2940 |
2560 |
После 1989 г. в России стал развиваться процесс дезурбанизации. Процесс дезурбанизации проявился в уменьшении численности и доли городского населения, а так же в сокращении числа городских поселений. Сокращение числа поселков городского типа связано с получением ими статуса городов, с включением их в черту городов и с преобразованием в сельские населенные пункты. По данным Федеральной службы государственной статистики только за 2004 год в сети городских поселений России произошли существенные изменения: 5 поселений получили статус города, 13 сельских поселений стали поселками городского типа, 155 населенных пунктов были включены в черту городов, а 269 поселков городского типа, с общей численностью населения 694 тыс. чел., получили статус сельских населенных пунктов.
Развитие сети городских поселений в последний период существенно замедлилось. Большая часть новых городских поселений в 2004 году появилась в Московской области и республике Татарстан. Массовым стал процесс изменения статуса поселков городского типа на сельские поселения. При этом статус сельских поселений получают достаточно крупные поселки городского типа с числом жителей свыше 5 и даже 10 тыс. жителей (в частности поселки городского типа: Гигант Ростовской области, Иглино, Красноусольский и Раевский республики Башкорстан, Баранчинский, Буланаш и Троицкий Свердловской области, Трудовое Приморского края и другие), имеющие ярко выраженную индустриальную градообразующую базу. Статус сельского поселения вернул себе даже центр Усть-Ордынского а.о. – поселок Усть-Ордынский. Этот процесс можно определить как «ложную рурализацию».
Переход поселков городского типа в группу сельских населенных пунктов часто происходит с нарушением российского законодательства, т.к. по своим параметрам они соответствуют городскому статусу – более 3 тыс. жителей, 85% занято вне сельского хозяйства. В результате государство и субъекты федерации терпят значительные экономические убытки, т.к. население этих поселений получает льготы сельской местности. В частности в настоящее время тариф за электроэнергию в городских поселениях равен 1 руб. 20 коп., а в сельских – 94 коп. за 1 кВт-час. Налог на землю в городах значительно выше чем в сельской местности. Ряд льгот имеют учителя, воспитатели, врачи, работники культуры. По нашему мнению, государству необходимо провести инвентаризацию сельских поселений и определить их соответствие статусу сельских населенных пунктов, исходя из российского законодательства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.