Основные теоретические понятия дисциплины «Информационная система предприятия», страница 3

Эти особенности современных систем управления предприятием привели к выделению нового этапа достижения конкурентоспособности, который относится к началу XXI века. Этот этап получил название интегрированного маркетинга.Спецификой этапа интегрированного маркетинга является признание возможности достижения конкурентоспособности продукции на основе мониторинга текущей и оперативной эффективности управления предприятием. В данной теме обращается внимание на зависимость эффективности управления предприятием от взаимодействия множества факторов. Каждый из факторов можно рассматривать как специфическую информацию, оказывающую влияние на конкурентоспособность продукции. В этом случае информационно–технологический фактор выступает в качестве основного. Сущность этого фактора трактуется на современном этапе как создание единого информационного пространства управления предприятием и обеспечение возможности его использования для принятия решения в реальном времени. Обратите внимание на понятие единого информационного пространства и на то, что реальным его выражением является создание интегрированной корпоративной информационной системы предприятия. Однако степень интеграции информации современными информационными системами может быть различной.Для оценки степени интеграции выделяются следующие ее виды: горизонтальная и вертикальная. В соответствии с международной классификациейинформационные системы по степени интеграции могут быть разделены на четыре группы: локальные, малые, средние и крупные интегрированные системы.

Необходимо также ясно представлять себе, что свойства современных ИКИСП зависят от выполнения ими основной задачи: своевременная подготовка информации и рекомендаций для принятия решения руководством предприятия и подразделений. При этом необходимо учитывать периодичность предоставления актуальной информации, так как от этого зависит скорость реакции руководства на изменение рыночной ситуации, а, следовательно, и конкурентоспособность продукции предприятия. Система должна уметь перенастраиваться на специфику производства, обеспечивать высокую степень интеграции информации; возможность моделировать ситуацию, обеспечение информационной взаимосвязи с отраслевыми и другими корпоративными системам. Обратите внимание на направления дальнейшего развития ИКИСП, связанные с реализацией информационной взаимосвязи с отраслевыми и другими корпоративными системами на основе Internet /Intranet–технологий. организацией виртуальных предприятий, использованием Grid–технологии и др.

Значение современные ИКИСП связано с решением ряда стратегических, тактических и оперативных задач управления. Например, по результатам опроса руководителей – неспециалистов по информационным технологиям, участвующим в принятии решения при выборе информационной системы были определены направления эффективности (отдачи от инвестиций): сокращение операционных расходов, достижение конкурентоспособности продукции, увеличение доли рынка, сокращение длительности производственных циклов, улучшение внутреннего контроля, соответствие предварительно установленным финансовым показателям, возможность ввести новые направления бизнеса. Однако необходимо иметь в виду, что перечисленные руководителями направления эффективности могут быть получены только от внедрения интегрированных информационных систем. Кроме того, внедрение ИКИСП требует больших финансовых вложений. Несмотря на высокие затраты, положительный эффект, непосредственно связанный с внедрением ИКИСП на зарубежных предприятиях, наблюдается примерно у 40% предприятий, внедривших ИКИСП. Это составляет примерно 26-28% из числа всех предприятий, пытавшихся внедрить ИКИСП.

Отнеситесь внимательно к показателям эффективности ИКИСП и конкретным примерам, характеризующим их применение для управления предприятием.

Тема 2. Основные концепции корпоративных информационных систем

Цель изучения темы: ознакомление с различными концепциями ИКИСП для управления предприятием. В теме рассматриваются общие понятия о концепциях ИКИСП; дается характеристика международных концепций; раскрываются возможности российских ИКИСП.