Особенности машиностроительных предприятий и их продукции

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лекции 3,4

Особенности машиностроительных предприятий и их продукции

1.  Роль машиностроения в национальной экономике.

2.  Особенности машиностроительных предприятий.

Машиностроение –

это комплекс отраслей промышленности, изготавливающих предметы потребления, орудия труда и средства обороны.

          Структура национальной экономики по сумме затрат напоминает слоистую пирамиду. Основание пирамиды составляют затраты в добывающие отрасли, а вершину – затраты в наукоёмкие отрасли (рис. _1__)

 


Рис. _1__

Характерная форма пирамиды для развивающейся экономики – это сужающееся основание и расширяющаяся вершина пирамиды (рис. __2__):

 


Рис. _2__ Развивающаяся экономика.

Такая динамика структурных изменений возможна за счет расширения научных исследований и их практической реализации. Это позволяет с меньшими затратами ресурсов обеспечивать необходимые объемы выпуска продукции высокого качества.

          К сожалению, переход от одной социальной системы к другой в России сопровождался снижением финансирования науки, а падение производства отразилось больше всего на машиностроении.

          По данным Госкомстата РФ в 1993 г. объем промышленного производства сократился по сравнению с 2990 г. на 37 %, в том числе в добывающих отраслях на 28 %, а в обрабатывающих отраслях на 3 %. И структурная пирамида получилась совершенно искаженной (см. рис. _3__):

 


Рис.  __3_. Это наша экономика.

Без развитого машиностроения, как отрасли, призванной осуществлять научно-техническое прогресс, структурная перестройка национальной экономики осуществляться не может.

          В доперестроечный период темпы развития машиностроения в СССР опережали темпы развития промышленности в целом. Коэффициент опережения машиностроения J (U) рассчитывается отношением темпов роста машиностроения к темпам роста промышленности.

          В 1971 – 75 гг. J = 1,73;

          В 1981 – 85 гг.  J =  1,35.

К сожалению, сегодня есть другой показатель – опережение по темпам падения производства в машиностроении. По сравнению с темпами падения промышленности в целом.

          Покрыть потребности  в продукции машиностроения за счет импорта в такой огромной стране как Россия невозможно. Хотя ввоз и вывоз продукции машиностроения не прекращается, он имеет в последние годы стойкую тенденцию к снижению. Наличие собственного экономического потенциала является одной из составляющей экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность страны может быть достигнута тогда, когда степень зависимости от доминирующей группы стран не превышает предела, грозящего утратой национального суверенитета.

          Советом безопасности РФ официально утверждены показатели, призванные охарактеризовать состояние национальной экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны. Таких показателей всего 22. Нас интересует 4 сточки зрения машиностроения.

          Государственная стратегия поддержания конкурентоспособности национальной экономики должна быть направлена на поиск и «вытягивание» потенциально конкурентоспособных отраслей. Эта политика реализуется по ступеням, при этом конкурентные преимущества отраслей низких ступеней  создают дополнительные ресурсы, которые используются для повышения конкурентоспособных преимуществ отраслей более высоких ступеней, после чего цикл повторяется. (см. рис.__4_).

Показатели

Пороговые значения

Фактическое состояние

1. Объем ВВП на душу

2. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности

70 %

50 %

3. Доля в промышленном производстве машиностроения

20 %

15 %

5. Расходы на научные исследования, в % к ВВП

2 %

0,5 %

6. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение 1994 год)

6 %

2,6 %

РЭЖ, № 1 / 1997,

С. Глазьев, «Основа обеспечения экономической безопасности»

 


Рис. __4_. Общая модель исследования конкурентоспособности

          Поиск конкурентоспособных отраслей идет по 3 уровням – страна – отрасль – фирма.


 



Особенности реализации продукции машиностроения отражены в таблице :

Показатели

Рынок потребительских товаров

Рынок товаров производственного назначения

Число покупателей

Большое

Относительно небольшое

Объем покупок

Относительно небольшой

Большую часть продукции скупает небольшое число крупных предприятий

Мотивы покупок

Иррациональные (мода, вкус, мнение других)

Экономические (предварительный расчет целесообразности)

Знание свойств товара

Дилетантское

(поверхностное)

Покупатели-профессионалы: продавцы – хорошо подготовленные коммивояжеры

Роль посредника

Физическое распределение продукции

Техническая консультация: установление контактов: демонстрация свойств продукции

Эластичность спроса (зависимость объема покупок от цены)

Высокая ценовая эластичность

Относительно низкая, особенно в коротком периоде (до изменения технической базы) и применительно к общему объему закупок (а не отдельного предприятия)

Формы расчета

Наличная

Безналичная

Похожие материалы

Информация о работе