Дефектология с основами специальной психологии: Курс лекций

Страницы работы

Фрагмент текста работы

УДК 78

ББК 74.3 + 88.482

Рецензенты: кафедры

Т 35

В.И. Лубовский - академик РАО,

доктор психологических наук, профессор;

Л.А. Новикова- кандидат медицинских наук, доцент

психиатрии Красноярской медицинской академии.

Редактор     И.А. Вейсиг Корректор Т.Е. Бастрыгина

Терентьева   В.И.      Т  35     Дефектология   с  основами   специальной психологии: Курс лекций / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2000. 124 с.

Данный курс представляет читателю разноаспектные (психологические, психофизиологические, нейропсихологические, специально-педагогические) особенности детей с ограниченными возможностями. Такой подход подчеркивает необходимость комплексной коррекционной, развивающей и лечебной работы с ребенком, имеющим аномалии в развитии. В предлагаемой работе рассматривается как история изучения детей с дефектом, так и современное состояние вопроса. Автор использует принцип тематического распределения материала по традиционно принятым видам дефектов развития в полном соответствии с учебными программами по дефектологии и специальной психологии для студентов вузов.

Курс лекций предназначен для студентов вузов, методистов, практических работников - всех тех, кого интересуют проблемы детей с ограниченными возможностями.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.....................................................................................     4

Лекция 1 Введение в дефектологию...............................................................       5

Лекция 2 Дети с интеллектуальным дефектом..............................................       18

Лекция 3

Дети группы риска по школьной успеваемости. Задержка психического развития......................................................     28

Лекция 4

Дети группы риска по школьной успеваемости. Нервно-соматические нарушения.....................................................     42

Лекция 5 Дифференциальная диагностика детей с трудностями развития...      51

Лекция 6 Систематика детей по обучаемости....................................................   69

Лекция 7

Теоретические       и      методологические       основы       речевой  75 патологии.......

Лекция 8
Нарушения устной речи и приемы их устранения...............                             85

Лекция 9                                                                                                                             93
Нарушение    письменной    речи.     Социально-психологические
особенности детей с нарушениями речи........................................

Лекция 10

Дети с нарушением сенсорных функций (зрительного и слухового
анализаторов).....................................................................                                              103

Лекция 11 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата......................   109

Лекция 12

Нарушения       поведения.        Комбинированные        нарушения   116 развития.............


Заключение..........................................................................................    123


© В.И. Терентьева,


ISBN 5-7638-0237-3 2000



ПРЕДИСЛОВИЕ

В нашем обществе сложилось достаточно стереотипное отношение к детям с отклонениями в развитии: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи активно участливы. Последних гораздо меньше. Такая ситуация, к сожалению, имеет место по ряду причин:

- отсутствие полной и научно обоснованной информации у населения о данном типе детей;

- недостаточность обучающих и развивающих программ, учитывающих традиционные и новейшие знания о детях с отклоняющимся развитием, что является причиной низкой эффективности при оказании помощи таким детям в общеобразовательных и коррекционно-развивающих учреждениях и дальнейшей их изоляции и дезадаптации. Важно отметить, что стойкие отклонения в нервно-соматическом или психическом состоянии в результате пред- и перинатального поражения центральной нервной системы испытывают сегодня 35 - 45% детской популяции;

- не многим известно о мощных компенсаторных возможностях детей с дефектом развития, которые при правильном подходе позволяют развиться ребенку в самобытную, нравственно полноценную личность.

Психолого-педагогический факультет государственного университета города Красноярска готовит психологов различного профиля. Выпускник факультета может выполнять разнообразные виды психологической помощи: консультирование, диагностирование, психологическую и психотерапевтическую коррекцию и реабелитацию. И категория детей, которая в первую очередь нуждается в такой помощи, это дети с отклонениями в развитии. Знания о таких детях студенты получают из обязательного на факультете курса дефектологии.

В последнее десятилетие XX века начал происходить процесс переосмысления содержания специальной помощи детям под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, вставшего на путь демократического развития, нового понимания прав человека и прав ребенка, новых ценностных ориентации образовательной системы в целом, новой законодательной базы (Н.Н. Малофеев).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0