УДК 78
ББК 74.3 + 88.482
Рецензенты: кафедры |
Т 35
В.И. Лубовский - академик РАО,
доктор психологических наук, профессор;
Л.А. Новикова- кандидат медицинских наук, доцент
психиатрии Красноярской медицинской академии.
Редактор И.А. Вейсиг Корректор Т.Е. Бастрыгина
Терентьева В.И. Т 35 Дефектология с основами специальной психологии: Курс лекций / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2000. 124 с.
Данный курс представляет читателю разноаспектные (психологические, психофизиологические, нейропсихологические, специально-педагогические) особенности детей с ограниченными возможностями. Такой подход подчеркивает необходимость комплексной коррекционной, развивающей и лечебной работы с ребенком, имеющим аномалии в развитии. В предлагаемой работе рассматривается как история изучения детей с дефектом, так и современное состояние вопроса. Автор использует принцип тематического распределения материала по традиционно принятым видам дефектов развития в полном соответствии с учебными программами по дефектологии и специальной психологии для студентов вузов.
Курс лекций предназначен для студентов вузов, методистов, практических работников - всех тех, кого интересуют проблемы детей с ограниченными возможностями.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие..................................................................................... 4
Лекция 1 Введение в дефектологию............................................................... 5
Лекция 2 Дети с интеллектуальным дефектом.............................................. 18
Лекция 3
Дети группы риска по школьной успеваемости. Задержка психического развития...................................................... 28
Лекция 4
Дети группы риска по школьной успеваемости. Нервно-соматические нарушения..................................................... 42
Лекция 5 Дифференциальная диагностика детей с трудностями развития... 51
Лекция 6 Систематика детей по обучаемости.................................................... 69
Лекция 7
Теоретические и методологические основы речевой 75 патологии.......
Лекция 8
Нарушения устной речи и приемы их
устранения............... 85
Лекция 9 93
Нарушение письменной речи.
Социально-психологические
особенности детей с нарушениями
речи........................................
Лекция 10
Дети с нарушением сенсорных функций (зрительного и
слухового
анализаторов)..................................................................... 103
Лекция 11 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата...................... 109
Лекция 12
Нарушения поведения. Комбинированные нарушения 116 развития.............
Заключение.......................................................................................... 123
© В.И. Терентьева, |
ISBN 5-7638-0237-3 2000 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
В нашем обществе сложилось достаточно стереотипное отношение к детям с отклонениями в развитии: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи активно участливы. Последних гораздо меньше. Такая ситуация, к сожалению, имеет место по ряду причин:
- отсутствие полной и научно обоснованной информации у населения о данном типе детей;
- недостаточность обучающих и развивающих программ, учитывающих традиционные и новейшие знания о детях с отклоняющимся развитием, что является причиной низкой эффективности при оказании помощи таким детям в общеобразовательных и коррекционно-развивающих учреждениях и дальнейшей их изоляции и дезадаптации. Важно отметить, что стойкие отклонения в нервно-соматическом или психическом состоянии в результате пред- и перинатального поражения центральной нервной системы испытывают сегодня 35 - 45% детской популяции;
- не многим известно о мощных компенсаторных возможностях детей с дефектом развития, которые при правильном подходе позволяют развиться ребенку в самобытную, нравственно полноценную личность.
Психолого-педагогический факультет государственного университета города Красноярска готовит психологов различного профиля. Выпускник факультета может выполнять разнообразные виды психологической помощи: консультирование, диагностирование, психологическую и психотерапевтическую коррекцию и реабелитацию. И категория детей, которая в первую очередь нуждается в такой помощи, это дети с отклонениями в развитии. Знания о таких детях студенты получают из обязательного на факультете курса дефектологии.
В последнее десятилетие XX века начал происходить процесс переосмысления содержания специальной помощи детям под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, вставшего на путь демократического развития, нового понимания прав человека и прав ребенка, новых ценностных ориентации образовательной системы в целом, новой законодательной базы (Н.Н. Малофеев).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.