3. Методика проведения ревизии по учету расчетов
по поставкам сырья и товарной продукции
Прежде чем приступить к проверке бухгалтерского учета расчетов по поставкам сырья и товарной продукции осуществляется документальное ознакомление с деятельностью Мозырского хлебозавода, изучаются нормативные акты по проверяемому вопросу, которые имеются на предприятии. Также необходимо изучить методологические и организационные аспекты учета по данному направлению в учетной политике. Согласно рабочего плана счетов, утвержденного учетной политикой на 2004 год на Мозырском хлебозаводе расчеты с поставщиками отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», к которому открываются следующие субсчета:
Ø60/1 «Расчеты за товарно-материальные ценности»;
Ø60/2 «Расчеты по проводимым капитальным ремонтам»;
Ø60/3 «Расчеты по капитальным вложениям»;
Ø60/4 «Расчеты по общехозяйственным нуждам»;
Ø60/5 «Прочие расчеты»
Затем определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, и составляется программа ревизии, в соответствии, с которой осуществляется проверка расчетов по поставкам сырья и товарной продукции.
Данная программа включает следующие вопросы:
1. Инвентаризации расчетов или изучение материалов инвентаризации, если они имеются к моменту проведения проверки;
2. Соблюдение договорной дисциплины:
· соблюдение Положения о порядке заключения договоров и контрактов;
· качества составленных договоров;
· законность и правильность заключения и исполнения договоров;
· порядок регистрации заключенных договоров;
· порядок выполнения договоров (сроки оплаты, качество товаров, цены, штрафные санкции и т.д.)
· ответственность за надлежащее исполнение условий договора;
· экономическая обоснованность и реальность заключенных договоров;
· наличие претензий за невыполнение договорных обязательств, своевременность и полнота их предъявления;
· обоснованность применяемой пени за невыполнение обязательств по поставке сырья и товарной продукции, а также ее оплаты.
3. Соблюдение расчетно-платежной дисциплины:
· соблюдение нормативных документов, регулирующих расчеты, как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке;
· соблюдение платежной дисциплины, установленной очередности платежа;
· рационально ли организация расчетов;
· нарушение сроков оплаты;
· контроль за сроками возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, ее реальность и лица, виновные в пропусках сроков;
· наличие картотеки просроченных платежей;
· правильность и эффективность использования банковских кредитов и финансирования из бюджета;
· способствует ли организация расчетов укреплению договорной и расчетно-платежной дисциплины, ускорению оборачиваемости оборотных активов;
· порядок проведения сверки расчетов.
4. Достоверность данных в регистрах бухгалтерского учета и отчетности:
· соблюдение учетной политики предприятия;
· соответствие остатков, показанных в бухгалтерском балансе, данным Главной книги и учетных регистров, их достоверность;
· законность и целесообразность расчетных операций, их отражение в учете;
· документальная обоснованность произведенных операций, их подлинность и правильность составления и оформления;
· постановка аналитического и синтетического учета;
· наличие сторнированных записей (проводок), правильность корреспонденции счетов, имело ли место свертывания сальдо;
· контроль за выданными доверенностями.
5. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности и выполнение задания по ее снижению:
· виды дебиторской и кредиторской задолженности, причины ее возникновения;
· состав, структура и динамика задолженности;
· показатели эффективности, то есть оборачиваемость в днях и разах;
· уплата пени поставщикам, а также взыскание пени с поставщиков;
Проверку состояния расчетов по поставкам сырья и товарной продукции начинают с инвентаризации расчетов или с изучения материалов инвентаризации, если они имеются к моменту проведения ревизии. Это позволяет документально подтвердить фактическое состояние и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, проконтролировать сроки их возникновения и погашения, уточнить реальную оценку. Порядок проведения инвентаризации расчетов определяется в пунктах 3.44 – 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь №54 от 05.12.1995г.[10. с.8].
Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности учтенных на бухгалтерских счетах сумм дебиторской и кредиторской задолженности, их реальности и возможности погашения.
Проверке подвергается счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по поступившему сырью и товарной продукции. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.