3. Методика проведения ревизии расчетов с поставщиками и покупателями
3.1. В условиях ведения ручного учета
Организация расчетов с поставщиками и покупателями в ОСП «Горкоопторг» Буда - Кошелевского райпо связана, прежде всего, с обработкой первичных документов, оформляющих операции поступления материальных ценностей, а также работ, услуг. В этой связи организация ревизии расчетов с поставщиками должна включать следующие основные процедуры проверки:
· постановка договорной дисциплины;
· состояние расчетно-платежной дисциплины;
· состояние дебиторской и кредиторской задолженности;
· ведение бухгалтерского учета расчетов.
При проведении документальной проверки в ОСП «Горкоопторг» Буда – Кошелевского райпо ревизор использовал приемы документального и фактического контроля.
Документальный контроль направлен на установление достоверности и законности совершенных хозяйственных операций по данным первичной и сводной документации, учетных регистров и отчетности, другой документации.
К приемам документального контроля относят:
· формальная проверка – проверка действующих форм документов, полноты и правильности заполнения реквизитов документов, наличие соответствующих подписей;
· арифметический подсчет – правильность произведенных вычислений, указания цен в документах, подсчет итогов и других арифметических действий;
· экспертная проверка – дополняет формальную и арифметическую. Направлена на выявление подделок в документах (подписка текста, букв, цифр, зачеркивание, подделывание подписей);
· логическая проверка – сопоставление хозяйственных операций, отраженных в документе. Определяется, была ли объективная возможность их возникновения;
· встречная – сопоставление документов и записей в учетных регистрах, относящихся к одним и тем же взаимосвязанным операциям (один экземпляр сопоставляется с другим), данных учетных регистров с данными отчетности;
· нормативно-правовая проверка – устанавливается соответствие совершенных операций действующим правилам, законам, требованиям устава, нет ли отклонений от норм, смет, планов;
· экономическая – выясняется экономическая цель и целесообразность совершенных хозяйственных операций, изучается полученные результаты от данной операции и ее влияние на конечный финансовый результат;
· контрольное сличение – проверка по формуле балансовой увязки.
Фактический контроль заключается в установлении фактического состояния объекта. К таким приемам относят:
1) инвентаризация – проверка расчетных отношений путем составления акта сверки взаимных расчетов;
2) опрос и подтверждение;
3) наблюдение.
Ревизию расчетов с поставщиками и покупателями ревизор начинает с проверки постановки договорной работы, т. е. наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон.
При проверке договорной дисциплины ревизор проверяет:
1) соблюдение порядка заключения договоров купли-продажи;
2) качество составления договоров, т. е. определяются порядок и сроки расчетов, срок действия договора, права, обязанности и ответственность сторон, порядок изменения и расторжения договора;
3) наличие (или отсутствие) спецификаций, сертификатов и лицензий;
4) экономическая обоснованность и реальность заключенных договоров;
5) случаи неправильного оформления договоров;
6) наличие претензий за невыполнение договорных обязательств;
7) выполнение обязательств по поставкам товарно-материальных ценностей в заданном ассортименте и соответствующего качества.
Необходимо отметить, что основным недостатком при соблюдении расчетно-платежной дисциплины в ОСП «Горкоопторг» Буда – Кошелевского райпо является нарушение условий хозяйственных договоров, в частности, несоблюдение сроков оплаты расчетных документов, за что к предприятию предъявляются исковые требования.
Проверка состояния расчетно-платежной дисциплины включает в себя следующие вопросы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.