- совершенствование двигателей в направлении топливной экономичности, в т.ч. гибридные двигатели;
- повышение качества топлива – снижение содержания серы в ДТ до уровня норм бензина, запрет антидетонаторов на основе ТЭС;
- применение каталитических нейтрализаторов отработавших газов;
- использование альтернативных топлив (газ, спирт, электромобили) .
Экологическая эффективность мероприятий убедительно характеризуется динамикой нормативов допустимых выбросов, принятых странами Еврозоны. Испытание автомобиля проводится на стенде с беговыми барабанами по т.н. Европейскому ездовому циклу.
По мере развития автомобильной техники и нефтехимической промышленности, нормативы допустимых выбросов периодически ужесточаются:
Вид нормы |
Бензиновые двигатели |
Дизельные двигатели |
|||||
CO |
CH |
NOx |
Твердые |
CO |
CH+NOx |
Твердые |
|
ЕВРО-1 (1996) |
2,2 |
0,5 (суммарно) |
- |
1 |
0,9 |
0,1 |
|
ЕВРО-2 (2000) |
2,3 |
0,2 |
0,15 |
- |
0,64 |
0,56 |
0,05 |
ЕВРО-3 (2005) |
1 |
0,1 |
0,08 |
- |
0,5 |
0,3 |
0,025 |
ЕВРО-4 (2010) |
1 |
0,075 |
0,06 |
0,005 |
0,5 |
0,25 |
0,005 |
Комментируя приведенные цифры, отмечу:
- для дизельного и бензинового двигателей принят единый подход по методикам испытаний и размерности загрязнителей в выбросах – г/км
- за 15 лет нормы последовательно ужесточаются для бензиновых двигателей с 2,7 г/км (сумма) до 1,14 г/км (в 2,3 раза), для дизельного двигателя – с 2 г/км до 0,76 г/км (в 2,7 раз).
- наиболее проблемный загрязнитель дизеля- сажа ужесточается в 20 раз и доводится до норматива бензинового двигателя.
С 2004 г. в России введены нормы токсичности отработавших газов (ОГ) ЕВРО-2, с 2010 г. планируются ЕВРО-3. Соответствовать требования этих норм могут только автомобили, оснащенные электронной системой регулирования впрыска топлива, каталитическими нейтрализаторами ОГ трехкомпонентной очистки от СО+CH+NOx и датчиком кислорода.
На протяжении многих десятилетий автотранспортный комплекс СССР, а по наследству и России, был отягощен тремя серьезными экологическими проблемами:
- использование экологически наиболее вредного топлива – этилированного бензина
- производство двигателей, не соответствующих международным экологическим требованиям
- после завершения эксплуатации автомобиль превращался в маленькую свалку отходов.
Отставание России по уровню технологий, правовым и нормативным аспектам решения этих проблем от промышленно развитых стран составляло до 30 лет. В последние годы произошли серьезные сдвиги в направлении приближения экологических показателей отечественного автотранспорта и моторного топлива к международным требованиям.
В 2003 г. принят Федеральный Закон «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в РФ». Закон вступил в силу с 1 июля 2003 г. С принятием Закона Россия стала последней из крупных производителей бензина, запретившей применение этилированного топлива. Другие страны – США с 70-х, Япония с 80-х, Западная Европа с 90-х годов прошлого века приняли такие законодательные решения. Экологическая значимость запрета этилированного бензина определяется устранением из отработавших газов соединений свинца (вещества 1-го класса опасности), величина предельно-допустимой концентрации для которых такая же, как и у хорошо известного токсичного вещества - ртути. Удаление из выхлопных газов свинца приводит к снижению токсичности выбросов автотранспорта в 7,3 раз.
Значительный прогресс происходит в России и в части нормативов выбросов. Хотя с отставанием на 5 лет, но вводятся нормативы ЕВРО.
Озоноразрушение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.