Глобальные экологические риски, страница 3

- совершенствование двигателей в направлении топливной экономичности, в т.ч. гибридные двигатели;

- повышение качества топлива – снижение содержания серы в ДТ до уровня норм бензина, запрет антидетонаторов на основе ТЭС;

-  применение каталитических нейтрализаторов отработавших газов;

- использование альтернативных топлив (газ, спирт, электромобили) .

Экологическая эффективность мероприятий убедительно характеризуется динамикой нормативов допустимых выбросов, принятых странами Еврозоны. Испытание автомобиля проводится на стенде с беговыми барабанами по т.н. Европейскому ездовому циклу.

По мере развития автомобильной техники и нефтехимической промышленности, нормативы допустимых выбросов периодически ужесточаются:

Вид

нормы

Бензиновые двигатели

Дизельные двигатели

CO

CH

NOx

Твердые

CO

CH+NOx

Твердые

ЕВРО-1 (1996)

2,2

0,5 (суммарно)

-

1

0,9

0,1

ЕВРО-2 (2000)

2,3                                                                       

0,2

0,15

-

0,64

0,56

0,05

ЕВРО-3 (2005)

1

0,1

0,08

-

0,5

0,3

0,025

ЕВРО-4 (2010)

1

0,075

0,06

0,005

0,5

0,25

0,005

Комментируя приведенные цифры, отмечу:

- для дизельного и бензинового двигателей принят единый подход по методикам испытаний и размерности загрязнителей в выбросах – г/км

- за 15 лет нормы последовательно ужесточаются для бензиновых двигателей с 2,7 г/км (сумма) до 1,14 г/км (в 2,3 раза), для дизельного двигателя – с 2 г/км до 0,76 г/км (в 2,7 раз).

- наиболее проблемный загрязнитель дизеля- сажа ужесточается в 20 раз и доводится до норматива бензинового двигателя.

 С 2004 г. в России введены нормы токсичности отработавших газов (ОГ) ЕВРО-2, с 2010 г. планируются ЕВРО-3. Соответствовать требования этих норм могут только автомобили, оснащенные электронной системой регулирования впрыска топлива, каталитическими нейтрализаторами ОГ трехкомпонентной очистки от СО+CH+NOx и датчиком кислорода.

На протяжении многих десятилетий автотранспортный комплекс СССР, а по наследству и России, был отягощен тремя серьезными экологическими проблемами:

-  использование экологически наиболее вредного топлива – этилированного бензина

-  производство двигателей, не соответствующих международным экологическим требованиям

-  после завершения эксплуатации автомобиль превращался в маленькую свалку отходов.

Отставание России по уровню технологий, правовым и нормативным аспектам решения этих проблем от промышленно развитых стран составляло до 30 лет. В последние годы произошли серьезные сдвиги в направлении приближения экологических показателей отечественного автотранспорта и моторного топлива к международным требованиям.

В 2003 г. принят Федеральный Закон «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в РФ». Закон вступил в силу с 1 июля 2003 г. С принятием Закона Россия стала последней из крупных производителей бензина, запретившей применение этилированного топлива. Другие страны – США с 70-х, Япония с 80-х, Западная Европа с 90-х годов прошлого века приняли такие законодательные решения. Экологическая  значимость запрета этилированного бензина определяется устранением из отработавших газов соединений свинца (вещества 1-го класса опасности), величина предельно-допустимой концентрации для которых такая же, как и у хорошо известного токсичного вещества -  ртути. Удаление из выхлопных газов свинца приводит к снижению токсичности выбросов автотранспорта  в 7,3 раз.

Значительный прогресс происходит в России и в части нормативов выбросов. Хотя с отставанием на 5 лет, но вводятся нормативы ЕВРО.

Озоноразрушение