Глобальные экологические риски, страница 2

- ограничение и уменьшение антропогенной эмиссии парниковых газов, прежде всего диоксида углерода;

- выявление сфер национальной экономики, деятельность которых особенно неблагоприятна для климата, разработка национальной системы мер по предотвращению отрицательных климатических последствий.

Конечная цель Конвенции – стабилизировать парниковые газы на таком уровне, который не допустит опасное антропогенное воздействие на климат. В декабре 1977 г. в рамках Конвенции был принят Киотский протокол, в рамках которого все развитые  страны и страны с переходной экономикой, в т.ч. Россия,  приняли обязательство по сокращению парниковых газов в атмосферу. В качестве отправной точки взят 1990г. По конвенции к 2000 г. страны-участники должных сократить выбросы парниковых газов до уровня 1990 г., а к 2008 г. провести еще большее сокращение. Так, страны Европы должны снижать выбросы на 8%, Япония – на 6% в год, а Россия может выбрасывать норматив 1990 г. В 1996 г. правительство России приняло Федеральную программу «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий».

В заключении раздела по парниковым газам необходимо отметить, что большие корректировки в эти программы государственных и межгосударственных уровней внесли экономические потрясения глобального экономического кризиса.

Автотранспорт

Основным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в т.ч. и парниковых газов, является автотранспорт. Основными компонентами отработавших газов являются оксид и диоксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, углеводороды (недожег топлива, в т.ч. бенз(а)пирен). В крупных городах вклад автотранспорта в общий выброс (транспорт, энергетика, промышленность) достигает 90%. Для примера в Новосибирской области эта величина составляла 60,5% (2009 г.).

Пик экологических проблем автотранспорта в развитых экономических странах пришелся на 70-е – 80-е годы 20-го века в связи с резким ростом выпуска автомобилей и производящих автомобили стран. В России этот пик сдвинулся на 90-е годы, когда количество автомобилей возросло лавиной после ослабления таможенных ограничений ввоза зарубежных подержанных автомобилей.

Такой рост концентрации автотранспорта привел к пропорциональному увеличению выбросов токсичных отработавших газов и резкому ухудшению качества атмосферного воздуха, особенно в крупных городах мира. Концентрация специфических продуктов горения моторного топлива: оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, углеводороды, свинец (для этилированного бензина) систематически многократно превышала предельно допустимые концентрации.

Экологический риск от автотранспорта можно ранжировать по условной матрице категоризации риска, рассмотренной на 1-й лекции.

 Многочисленные медицинские исследования связывают ухудшение состояния здоровья городского населения с качеством атмосферного воздуха, основным загрязнителем которого стал автотранспорт. Однако, прямая связь, для выдачи однозначного медицинского заключения, затруднена в связи с множественными факторами, от которых зависит здоровье горожанина – питание, вода, стрессы и т.д. Поэтому сложно определенно указать место автотранспорта в элементе матрицы «здоровье и безопасность человека». Так же есть значительная неопределенность в точном определении места автотранспорта в элементе матрицы «воздействие загрязнения на экосистемы», хотя имеются многочисленные наблюдения угнетения растительности отработавшими газами автомобилей. Даже с учетом названных неопределенностей ранжирование последствий и вреда от автотранспорта можно квалифицировать как «значительное», а по частоте воздействия как «часто повторяющееся». Названное определяет необходимость применения мер для снижения экологического риска в мировом масштабе.

Это привело к вынужденным законодательным мерам по установлению нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, для новых моделей автомобилей, которые ставятся на производство. В США такие меры начаты с 1975 года. Комплекс мер, которые уже проведены и продолжаются в настоящее время, можно свести к следующим направлениям снижения выбросов: