В соответствии с "Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности" (изд. 1993 г., с. 53, § 2.13.9) освоение скважин должно производиться инертным газом. За рубежом ряд фирм с этой целью использует жидкий азот, который вырабатывается на специальных заводах, затем на агрегатах, оснащенных сложной криогенной техникой, перевозится при температуре -169 °С на скважину, где испаряется при температуре 20 °С и подается на прием компрессора, далее - в скважину.
В то же время выхлопные газы дизель-мотора содержат в газообразном состоянии 80 % азота, до 10 % оксидов углерода, до 3 % окиси и двуокиси азота, до 10-20 мкг/м бензопирена и около 2 % - остаточного после окисления топлива (кислорода). (М.С.Ховак, Г.С.Маслов. Автомобильные двигатели. Изд. Машиностроение. 1971, с. 86). Можно утверждать, что этот состав выхлопных газов не способен образовывать взрывоопасные смеси.
126
Каталог, 2000
Назначение
СевКавНИПИгазом разработана оптимальная технология освоения скважин с использованием инертных выхлопных газов по замкнутому циклу дизель - мотор - компрессор - скважина, которая может быть рекомендована в нефтегазовой отрасли.
Технология гарантирует безопасные условия освоения скважин с минимальными затратами, сохранение чистоты воздушного бассейна в районе производства работ и эффективность процесса.
Определены размеры циклонного сепаратора.
Рассчитан термоэкранный трубопровод от дизеля к компрессору. Изготовление элементов технологического оборудования - циклонный сепаратор, термоэкранный трубопровод - возможно силами базы производственного обслуживания Управления буровых работ.
Экономический эффект может быть определен как эквивалент стоимости аварийных работ в скважине в результате взрыва газовоздушной смеси.
УСТАНОВКА ПО ОЧИСТКЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЬ-МОТОРА БУРОВОЙ А-50
Назначение
Предлагаемая установка по очистке выхлопных газов дизель-мотора буровой А-50 предназначена для использования в нефтегазовой промышленности.
Разработка предусматривает решение следующих проблем:
предохранение окружающей среды от загрязнения продуктами неполного сгорания топлива (сажа, неполностью сгоревшее топливо, масло, окись углерода, альдегиды и др.);
исключение возможности отложения продуктов неполного сгорания топлива в выхлопной системе дизелей и его самовозгорания;
увеличение межремонтного периода эксплуатации дизелей в приводе буровой установки до 20 %.
Решение указанных задач достигнуто за счет разработки принципиально новой конструкции выхлопной системы дизельного привода на основе использования воздушного эжектора, циклонного сепаратора, блока каталитического нейтрализатора и сопла рассеивания газов. С помощью воздушного эжектора создается необходимый кинетический поток выхлопных газов перед входом в циклонный сепаратор, где происходит первая ступень очистки газов от крупных частиц сажи, неполностью сгоревшего топлива и масла, сброс их в съемный наполнитель шлама.
127
Каталог, 2000
Во второй ступени происходит тонкая очистка газов в блоке каталитического нейтрализатора от окиси углерода, альдегидов и других продуктов неполного сгорания топлива.
Очищенные газы через сопло рассеивания выбрасываются в атмосферу. Экономический эффект выражается суммой, эквивалентной штрафам, налагаемым на предприятия за загрязнение окружающей среды.
БУРОВОЙ СТЕНД С МОДЕЛЬЮ СКВАЖИНЫ
Назначение
Стенд позволяет моделировать условия формирования ствола скважины, исследовать технологические процессы углубления в различных горно-геологических условиях (проявления, поглощения, потеря устойчивости ствола), а также отрабатывать буровой инструмент. При бурении моделируется напряженное состояние горной породы, соответствующее забойным условиям реальной скважины: пластовое давление - до 15 МПа, давление в скважине - до 20 МПа, горное - до 30 МПа, противодавление на устье - до 10 МПа. Частота вращения бурильного инструмента 10-120 об/мин, скорость его подачи - до 1 м/мин, производительность насоса - до 0,7 л/с. Образцы-модели горных пород -помещаются в специальную камеру, разделенную на три изолированных друг от друга отсека, снабженных системой сбора поступающей в "проходимые пласты" жидкости из скважины. Наружный диаметр образцов - 150 мм при длине 230 мм обеспечивают прочность ствола диаметром до 60 мм. Толщина цементного кольца при моделировании процесса цементирования - 15 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.