Типы и категории НБ и технологические операции, проводимые на них. Определение потерь напора в напорных трубопроводах НБ. Расчет сифонных трубопроводов. Классификация резервуаров. Конструкция резервуаров типа РВС. Приемо-раздаточное оборудование резервуаров, страница 8

Способы слива/налива нефтепродуктов

Способы слива/налива определяются конкретными факторами, важнейшие из которых след:  1)характеристика н/пр;  2)тип оборудования;  3)взаимное высотное положение (УСН и ПР).Возможны следующие способы слива:  а)нижний слив самотечный или принудительный;  б)верхний слив самотечный или принудительный. Самотечный нижний слив применяется для светлых и темных н/пр.  Самотечный верхний слив (при условии создания разрежения в верхних точках коммуникаций) исп-ся для светлых маловязких н/пр.  Для этих же н/пр применяется самотечный нижний закрытый слив.  Для вязких н/пр – самотечный нижний открытый слив.

Способы налива следующие:

 1)верхний, нижний слив самотеком;  2)верхний, нижний слив с помощью насосов;  3)налив через буферную емкость.

Общая схема слива/налива (верхнего и нижнего) показана на рис.,

где обозначения след:             1-цистерна,  2-стояк, 3-установка нижнего слива, 4-насос, 5-резервуар, 6-фильтр, 7-гибкий рукав (шланг), 8-поворотный герметичный шарнир, 9-сливной прибор цистерны, 10-коллектор.


66.Нефтяные гавани, причальные сооружения, нефтеналивные суда и устройства

Нефтеналивные суда

Все нефтеналивные суда подразделяются на танкеры и баржи.  Танкеры являются самоходными и имеют силовую установку.  Бывают морские, речные и типа река-море.  Баржи могут быть самоходные и несамоходные.  Различают морские или лихтеры, и речные баржи.

Суда могут быть рейдовые и системные.  Нефтеналивное судно имеет вертикальные и горизонтальные переборки, которые разделяют его на ряд отсеков (танков).  Небольшие нефтеналивные суда – их грузоподъемность – до 600 тонн – они могут иметь вставки цистерны.  Танки судна соединены в нижней части между собой трубопроводами, на которых стоят запорные устройства (клинкет).

Основные характеристики нефтеналивных судов:

1) водоизмещение судна – масса воды, вытесняемая полностью груженым судном;

2) дедвейт – полная масса поднимаемого груза судном (транспортируемого и для собственных нужд);

3) грузоподъемность – масса транспортируемого груза.  Кроме основного оборудования (танки, трубопроводы, насосы) суда могут оборудоваться зачистными трубопроводами, подогревательными устройствами, вакуумными танками.  Последние используются для предотвращения попадания воздуха в насосы при минимальных уровнях н/пр в танках.  В этом случае насосы откачивают н/пр из герметически закрытого (вакуумного) танка, в котором поддерживается разряжение, и в который самотеком поступает н/пр из других танков. 

Они предназначены для выполнения грузовых операций.  Нефтяная гавань должна иметь акваторию для маневрирования судов.  Она должна быть укрыта от ветра и волн и иметь достаточную глубину воды.  Сливо-наливные операции производятся с помощью причальных сооружений, которые подразделяются на пирсы и причалы.  Пирсы обычно устраиваются на морской акватории, а причалы – на речной. (см.рис.)  Пирс может быть одно и двухсторонний, а причал – только односторонний.  Пирс представляет собой эстакаду на опорах.  Причалы могут быть стационарные и временные.  На наших реках наиболее распространены стационарные бычковые причалы (см.рис.).  На морском побережье как и на других водных объектах могут устраиваться временные причалы.

На причалах и пирсах устанавливаются грузовые или шлагнующие устройства, прокладываются технологические и бункеровочные трубопроводы.  В качестве грузовых устройств используются гибкие рукава и более современные производительные стендеры.

Поскольку время погрузки/разгрузки нефтеналивных судов желательно сокращать, то эти операции выполняются при высоких скоростях. Однако, значение этих скоростей ограничивается 10 м/с. При больших скоростях возникает статическое электричество и возникает пожаро- и взрывоопасная ситуация.


67.Виды потерь н/пр от испарения из резервуаров

Источники и классификация потерь н/пр и нефтей

Все потери можно подразделить на:  1)эксплуатационные потери (потери при нормальной эксплуатации предприятия);  2)аварийные потери.