Информационная база финансового менеджмента, страница 8

4.Основные методы анализа финансовой отчетности.

На предыдущем занятии мы отмечали, что содержанием аналитической управленческой процедуры служат методы финансового анализа. Финансовый анализ это процесс исследования финансового состояния и финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.

В хозяйственной практике сформировались следующие основные методы анализа финансовой отчетности:

горизонтальный анализ;

трендовый анализ;

вертикальный анализ;

метод финансовых коэффициентов;

сравнительный (пространственный) анализ;

факторный анализ.

Горизонтальный анализ - анализ динамики финансовых показателей. Для этого показатели отчетности сравниваются с предшествующим периодом, в некоторых случаях (в частности для предприятий с сезонным характером производства) целесообразно сопоставление отчетных показателей с показателями аналогичного периода предшествующих лет. Например, показатели 1-го квартала 2004г. могут сравниваться с аналогичными показателями 1-го квартала 2003г.

Трендовый анализ – может рассматриваться как особая разновидность горизонтального анализа.  В этом случае показатели отчетного периода сравниваются с показателями ряда предшествующих периодов, что позволяет выявить тенденцию изменения (динамики) показателя, т.е. тренд. На основе тренда можно делать прогнозы показателя на перспективу.

В некоторых источниках трендовый анализ трактуется как анализ изменения показателей по сравнению с базисным периодом, для которого все параметры принимаются за 100%. [2]

Вертикальный анализ – это анализ структуры. На основе этого метода выявляется удельный вес отдельных статей в общем объеме финансового показателя, принимаемом за 100%, например, удельный вес собственных средств в общем объеме источников финансирования, удельный вес прибыли от реализации в общей сумме прибыли до налогообложения и т.п.

Очень часто совмещают горизонтальный и вертикальный анализ, при этом рассчитываются структурные изменения во времени: увеличение или уменьшение удельного веса собственных средств, заемных средств, внеоборотных или оборотных активов и их видов и т.п.

Метод финансовых коэффициентов – расчет относительных показателей путем соотношения разных абсолютных показателей между собой.

Сравнительный (пространственный) анализ – финансовые показатели организации сравниваются с принятыми стандартными параметрами, со среднеотраслевыми показателями,  показателями конкурирующих предприятий. Необходимо учитывать, что не всегда отклонение показателей говорит о каких-то проблемах, оно может быть связано со спецификой конкретных условий и финансовой политики выбранной данной организацией.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель.

Рассмотрев второй вопрос лекции, сделаем выводы:

«Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках» содержат важную информацию, которая используется в финансовом менеджменте для оценки эффективности ранее принятых решений и обоснования новых решений.

Информация представленная в отчетности, обрабатывается с помощью ряда взаимосвязанных методов финансового анализа.

Заключение

Рассмотрев все вопросы лекции, сделаем общие выводы:

В условиях рыночной экономики существенным образом изменилась роль и значение финансовой отчетности, расширился круг пользователей ею. В связи с этим повышаются требования к качеству финансовой отчетности.

На основе финансовой отчетности осуществляется анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации, делаются прогнозы ее развития на перспективу.

1). Задание на самоподготовку: Доработать конспекты лекций согласно рекомендованной литературе.

2). Следующее занятие Т. 3 Занятие 1. Лекция: «Анализ финансового состояния и финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности».

3). Ответы на вопросы курсантов.

Разработчик:

Доцент кафедры "Финансы и кредит"

Лазурина О.М.



[1]Финансовый   менеджмент:   теория  и  практика:  Учебник.  /Под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 1997.- с.25.                   

[2] Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 1997.-С.30