К ВОПРОСУ О «КНЯЖЕСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ»
М.В. Фирсов
В современных подходах к древнейшим периодам отечественной помощи нуждающимся и их поддержки часто употребляется смысловое понятие «княжеская благотворительность». За ним стоят сложные процессы социально-экономического и культурного характера. Однако до сегодняшнего дня данный культурно-исторический феномен не получил должного осмысления в контексте развивающейся научной отечественной исторической парадигмы социальной работы. В данной статье предпринята попытка критического осмысления феномена «княжеской благотворительности» как социально-исторического явления.
Проблемы княжеского попечительства и защиты нуждающихся не имеют однозначной трактовки в отечественной исторической науке, хотя здесь сложилась определенная традиция. Нельзя сказать, что «княжескому нишелюбию» не уделялось внимания к отечественной историографии, однако специально эта проблема рассматривалась и XIX и XX вв. как отдельно, так и вместе с другими проблемами социальной защиты лишь и работах А.Стога, В.Максимова, В.Горемыкиной, Грибанова, Митрополита Иоанна, П.Нещерстнего. Л.Бадя-и др.
В XIX в А. Стог одним из первых принимает попытку исследования процесса социальной поддержки и зашиты. Начальные этапы общественного призрения он связывает с деятельностью русских князей и Русской Православной Церкви. В своей работе он не анализирует ранние формы поддержки и защиты, а воссоздает в хронологическом порядке на основе летописного свода этапы становления общественного призрения, где благотворительная деятельность князей рассматривается как древнейшая форма общественного призрения.
В подходах В.Максимова княжеская система поддержки рассматривается как благотворение на основе внутренних, индивидуальных мотивов и потребностей отдельных личностей, н контексте христианских представлений о сущности милосердия. По его мнению, «нищелюбие» не было связано с «государственными обязанностями», а носило благотворительный, добровольный характер, исходя из «религиозно-нравственных побуждений». С этих позиций объясняются причины, по которым русские князья поручают церкви дела милосердия. Сходность позиций А.Стога и В.Максимова в том, что они считают: в основе княжеской помощи нуждающимся и их поддержки лежит благотворительное влияние христианской православной идеологии на менталитет и нравственное поведение славян-язычников вообще и русских князей в частности. В XX в. историки церкви А.Карташев, М.Толстой, митрополит Иоанн и многие другие придерживаются таких же взглядов на власть русских князей. Митрополит Иоанн так определяет сущность княжеского общественного правления: «Князь распорядится властью достойно, богоугодно, если употребит ее на защиту веры и помощь нуждающимся...»
Однако подходы к данному вопросу в XX в. в отечественной исторической литературе неоднозначны.
В.Горемыкина полагает, что в основе княжеского «нищелюбия» лежит прежде всего классовый и политический подход власти проблемам социальной справедливости. Нищелюбивые поступки русских князей исследователь соотносит с языческими формами гостеприимства и с институтом потлача, который встречается у многих народов мира, например у североамериканских индейцев. Эти формы, понятные славянским язычникам, дают власти возможность манипулировать общественным сознанием с целью укрепления авторитета политического влияния князя в своих землях. Таким образом, исследователь считает, «нищелюбие» как феномен социально-политических отношений в зарождающемся классовом. обществе есть средство поддержания авторитета власти и механизм ослабления социальной напряженности.
С несколько иных позиций к проблемам княжеской благотворительности подходит П.Нещеретний. Опираясь на положения В.Ключевского о влиянии природных факторов на формирование «народного темперамента», он связывает географические и природные условия с формированием важнейших духовных и нравственных качеств восточных славян — «человеколюбием и открытостью», ставших фундаментом общественной благотворительности. В этом он находит главные причины закрепления византийского православного христианства и становления благотворительности в Древней Руси как общественного явления. В основе отечественной благотворительности лежат природно-исторические детерминанты, присущие восточно-славянской общности.
В подходах к княжескому «нишелюбию» исследователи, как правило, не учитывали множества факторов, среди которых важнейшими являются: изменение геополитического; пространства славянских племен, разрушение! родового общества, изменения положений в княжьем праве, оформление новой общественной стратификации. Все это, в конечном итоге, приводило к антиисторизму в интерпретации благотворительных акций русских князей, которая осложнялась идеологическими установками времени.
Княжеская забота о нищих, убогих, вдовах и сиротах — явление более сложное и неоднозначное, чем- то, как его представляют до настоящего момента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.