(МАССОВО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Представляя в настоящем сообщении авторскую концепцию взаимосвязей названных сложных политико-правовых явлений и их воздействие на общественную жизнь, начну с определений соответствующих научных категорий.
1. Политический режим – недостаточно разработанная научная категория. В настоящем контексте я обозначаю названным термином качественное состояние сложной совокупности политических отношений, возникающих, изменяющихся и функционирующих под воздействием прежде всего субъектов политического управления – государственных органов, политических партий, общественных движений.
Важнейшим фактором, обусловливающим характер политического режима, следует назвать власть как способность подчинять других. От тот, в соответствии с какими принципами, какими методами, средствами осуществляется (например, предвыборная) борьба за власть, удержание, укрепление, распределение власти, главным образом зависит характер политического (в особенности государственного) режима.
Тема и объем настоящего сообщении не предполагает даже краткого рассмотрения возможных видов политического режима. Речь идет о режиме политической жизни современной России в том его качестве, которое обусловливается прежде всего системой правового регулирования и правового воздействия в целом, а также той социальной ситуацией, которая характерна для переходного периода становления российской государственности.
И в этом отношении исследовательский интерес представляет правовой аспект политического режима, то есть вопрос о том, каким образом и в какой мере политический режим влияет на конечную цель государственно-правовой политики – обеспечение законности и, как следствие этого, правопорядка. Данный вопрос чрезвычайно емкий, требующий фундаментального ответа. Поэтому в данном сообщении я коснусь только одной, но очень важной проблемы – законности, точнее правозаконности, имея в виду отношение к праву вообще, а не «всего лишь» к важнейшей форме его выражения.
Сегодня любому из нас очевидно, какие невероятные масштабы приняло в России попрание правозаконности и какие последствия, прежде всего криминогенного и криминального характера, оно продолжает вызывать в обществе. И «приводным ремнем» между политическим режимом и попранием законности выступает главный криминогенно-криминальный фактор – коррупция, точнее политическая коррупция.
2. В работе П. А. Кабанова «Политическая преступность» политическая коррупция понимается как исключительно правовое явление в политической жизни – «совокупность совершенных преступлений… …в целях занятия, сохранения, распределения или участия соответствующей государственной должности в определенном государстве (или регионе) за определенный период времени».1
По сути, П. А. Кабанов под «политической коррупцией» рассматривает разновидность политической преступности, то есть криминальную деятельность в сфере политических отношений. Однако эта, криминальная, деятельность носит вспомогательный характер: она направлена на обеспечение результативности другой деятельности – политической и таким образом выступает как метод политической борьбы.
Рассматривая политическую коррупцию под таким углом зрения, я соответствующим образом определяю и ее содержание. В настоящем контексте политическая коррупция представлена как социально-политическое явление. С одной стороны, коррупция выступает в виде нравственно-правового разложения и использования в политико-противоправных целях государственных служащих путем стимулирующего побуждения их к совершению бесчестных поступков, правонарушений. С другой стороны, коррупция представляет собой сами эти поступки и правонарушения, то есть именно те правонарушения, путем совершения которых обеспечиваются политические цели, например, не коммерческий подкуп, но политический, точнее получение взятки за незаконные действия в пользу взяткодателя-субъекта политики, удовлетворения его политических интересов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.