Вместе с тем политико-правовые свойства политического режима наблюдаются в тесной взаимосвязи со свойствами не только политической, но и всей общественной жизни, «кровеносной системой» которой является «массовая коммуникация».
3. Массовая коммуникация представляет собой социальное общение неопределенного круга лиц на основе особого вида информации, то есть информации, предназначенной для массового адресата. Осуществление такого рода информации осуществляется с помощью различных средств (системы Интернет, средств рекламы и др.), в числе которых значительную роль играют средства массовой информации (СМИ), чаще отождествляемыми с прессой.
Средства массовой коммуникации (СМК) используются субъектами политических отношений в различных целях, и в зависимости от этого оказывается в различной степени позитивное или негативное воздействие на общественные отношения. В одних случаях СМК выступают в качестве криминогенного фактора (способствуют политической и иной преступности, например, пропагандируя идею целесообразности «политического подкупа» - взяточничества как средства стимулирующего политическую деятельность во благо общественных интересов); в других – в качестве криминального фактора (являются компонентом, т.е. уголовно-правовым признаком, политической преступности, например, в случае публичного призыва в СМИ к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации; в третьих – в качестве превентивного фактора, то есть стимулирующего антикриминогенные, антикриминальные процессы в политической жизни общества (например, в случае разоблачения коррумпированных лиц, локальных механизмов коррупции).
В этом, третьем аспекте массово-коммуникативного воздействия на взаимосвязи «политический режим – коррупция» нельзя не выделить чрезвычайно значимые в политической жизни явление – политический компромат. По существу, сегодня политический компромат превратился в жанр журналистики, который предполагает соответствующую технологию компромата.
Феномен компромата крайне противоречивый, он имеет двойственную шкалу оценок: нравственно-правовую, безнравственно-противоправную. И таким образом, с одной стороны, СМК выступают в качестве средства, стимулирующего дестабилизирующие (криминогенные, криминальные) факторы политического режима; с другой – в качестве средства, стимулирующего стабилизирующие (антикриминогенные, антикриминальные) факторы политического режима.
4. Представляется, что научный интерес, прежде всего криминологов, могут вызвать следующие, взаимосвязанные с коррупцией, явления, процессы политического режим, проецируемые средствами массовой коммуникации в негативном (криминогенном) качестве на общественную жизнь:
- внедрение в общественное (политическое) сознание идеинормальности, допустимости применения в политике «непопулярных» мер (вспомним тривиальную сентенцию «невозможно делать политику чистыми руками»), что ведет к порицанию правозаконности прежде всего;
- информирование общественного (политического) сознания о коррумпированности и в то же время безнаказанности политической и правящей элиты, что ведет, в частности, к сенсорному ожирению общественного организма, то есть все большему привыканию ко всему, что воспринимается с экранов телевизоров, газетных страниц, из других средств массовой коммуникации;
- непоследовательность предпринимаемых правоохранительными органами действий по отношению к представителям коррумпированной элиты, неопределенность при этом в целях, задачах предпринимаемых мер, неизвестность полученных (ли) результатов, что наводит на мысль о превращении правоприменительных действий в политические игры;
- пропаганда успешного шествия во власть лиц с сомнительной репутацией, связанных с криминальной средой, представителей этой среды;
распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство определенных лиц или подрывающих их репутацию; унижение чести и достоинства лица в неприличной форме;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.