х1 , х2 – коэффициенты смещений у шестерни и колеса:
х1= х2 =0;
Силы в зацеплении.
Окружная сила:
2ּ10153,84/0,67=30309,97 Н
Радиальная сила:
Осевая сила:
Проверка зубьев по напряжениям изгиба.
=311, МПа =270, МПа
где σF3 – напряжение изгиба для колеса, Па;
КFV = 1,02 – коэффициент динамической нагрузки;
YF1 = 3,8 – коэффициент формы зуба шестерни;
YF2 = 3,6 – коэффициент формы зуба колеса;
КFa =1 – коэффициент угла зацепления;
FtE – эквивалентная окружная сила, Н.
FtE = KFД∙Ft, Н
FtE = 1∙30309,9= 30309,9 (Н);
(МПа).
[σ]F = 270 МПа > σF1 = 233,84 МПа – условие выполняется.
[σ]F = 311 МПа > σF2 = 221,53 МПа – условие выполняется
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям.
, МПа
где КНа = 1,1 – для косозубых колес;
КН =270000 – для косозубых колес;
КНV =1,03 – коэффициент динамической нагрузки.
Условие выполняется.
2.4.8. Расчет быстроходной ступени
Межосевое расстояние
аW , м
где
Ка = 4300 – коэффициент для косозубых колес
КНβ – коэффициент концентрации нагрузки
ТНЕ4 – эквивалентный момент на колесе, Н∙м;
[σ]Н – допустимое напряжение, МПа.
jа=0,4 - коэффициент межосевого расстояния
[σ]Н =610 МПа
,
где = 1,9 – начальный коэффициент концентрации нагрузки;
Х = 0,5 – коэффициент режима нагрузки.
.
, Н∙м
,
NHG = ( НВ )3,
N = 60∙n3∙nз∙t,
где КНД – коэффициент долговечности;
КНЕ = 0,63 – коэффициент эквивалентности;
NHG – базовое число циклов нагружения;
N – число циклов нагружения;
n3 – число зацеплений колеса;
t = 18000 - время работы колеса, ч.
N = 60∙290,94∙1∙18000 = 314247600;
NHG = (302)3 = 27543608;
1,41
Принимаем КНД = 1.
(Н∙м);
аW =0,22 (м).
Принимаю стандартное значение аW =240 мм
Предварительные основные размеры колеса
Делительный диаметр:
Ширина:
,
принимаем стандартное =100мм.
Модуль передачи.
, м
где Кm =5,8 – для косозубых колес;
ТFE3 – эквивалентный момент на колесе,Н∙м;
[σ]F – допустимое напряжение, МПа.
ТFE3 = КFД * Т3
КFД = КFE
где КFД – коэффициент долговечности;
КFЕ =0,72 – коэффициент эквивалентности;
NFG = 4000000 – базовое число циклов нагружений;
m = 6.
Принимаем KFД = 1,т.к. N>108
ТFE3 = 1∙2752,79 = 2752,79 (Н∙м);
Полученное значение модуля округляем в большую сторону до стандартной величины: m = 6 мм
Число зубьев колеса и шестерни.
Суммарное число зубьев
Полученное значение округляем в меньшую сторону до целого числа.
=79;
Действительный угол наклона зубьев:
β = arccos(×m/(2×аW))= arccos(79×6/(2×240))=9,06.
Действительная ширина колеса:
Округляем до стандартного значения:=50мм.
Число зубьев шестерни и колеса:
принимаем =16
Число зубьев колеса:
,
Фактическое передаточное число:
Геометрические размеры колеса и шестерни.
Делительный диаметр шестерни:
d1=105мм
Делительный диаметр колеса:
Диаметры окружностей вершин и впадин и зубьев:
где
х1 , х2 – коэффициенты смещений у шестерни и колеса:
х1= х2= 0;
Силы в зацеплении.
Окружная сила:
2ּ2752,79 /0,375=14681,54 Н
Радиальная сила:
Осевая сила:
Проверка зубьев по напряжениям изгиба.
=311, МПа
=270, МПа
где σF3 – напряжение изгиба для колеса, Па;
КFV = 1,07 – коэффициент динамической нагрузки;
YF1 = 3,8 – коэффициент формы зуба шестерни;
YF2 = 3,6 – коэффициент формы зуба колеса;
КFa =1 – коэффициент угла зацепления;
FtE – эквивалентная окружная сила, Н.
FtE = KFД∙Ft, Н
FtE = 1∙14681,3854 =14681,54 (Н);
(МПа).
[σ]F = 311 МПа > σF1 =256,47 МПа – условие выполняется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.