Мельник Н.И.
заместитель руководителя Главного научно-экспертного
управления
Аппарата Верховной Рады Украины,
член Высшего совета юстиции Украины,
кандидат юридических наук, доцент
Особенности развития коррупционных
процессов и осуществления антикоррупционной
деятельности в странах СНГ
Как отмечается в Резолюции «Коррупция в сфере государственного управления», принятой VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г.), проблемы коррупции в государственной администрации имеют общий характер, однако особенно губительно они влияют на страны с уязвимой экономикой.[1] Опыт исторического развития свидетельствует, что наиболее опасные формы коррупции, как правило, наблюдаются в странах, которые находятся в процессе политического, экономического и социального становления. К таковым странам сегодня относятся государства СНД.
Все государства мира объединяет то, что, по большому счету, они имеют одинаковые проблемы в сфере противодействия коррупции. Это обусловлено одинаковой сущностью коррупции как коррозии власти, которая состоит в злоупотреблении государственных чиновников властью или служебным положением в корыстных или иных личных интересах. Несмотря на отличия в государственном устройстве, одинаковыми в принципе для всех стран являются и социально-экономические предпосылки коррупции — несовершенство механизма реализации властных полномочий, стремление наделенных властью субъектов воспользоваться этой властью в личных целях (конфликт публичных и частных интересов), а также основные направления противодействия коррупции — устранение причин и условий, порождающих коррупцию, определение ограничений и запретов для государственных служащих, установление ответственности за их нарушение.
Особенности той или иной страны в этом плане обуславливаются с одной стороны состоянием, структурой и динамикой коррупции, с другой – конкретным содержанием мер по противодействию этому злу. Последнее включает в себя три составляющие успешного противодействия коррупции: 1) надлежащее антикоррупционное законодательство; 2) эффективную правоприменительную деятельность в этой сфере; 3) наличие политической воли высшего руководства страны по противодействию коррупции.
Указанные особенности дают возможность выделить определенные группы стран, которые характеризуются совпадением основных закономерностей развития коррупционных процессов и осуществления антикорупционой деятельности. Одну из таких групп составляют государства, возникшие на постсоветском пространстве, а именно та их часть, которая входит в Содружество Независимых Государств (СНГ).
1. Первой и самой заметной особенностью развития коррупционных процессов в странах СНД является чрезвычайная распространенность коррупции по вертикали и горизонтали власти, превратившая эти страны, по мнению многих авторитетных национальных, зарубежных и международных организаций, в наиболее коррумпированные государства мира.
Так, по процентному индексу коррумпированности, который определяется такой международной организацией, как Transparency International (Международная гласность), большинство стран СНД входят в число наиболее корумпированых государств мира. По результатам 1999 г. из 99 обследованных стран: Беларусь на 58 месте с индексом 3,4; Молдова и Украина — 75-76 места с индексом 2,6; Армения — 80 место (2,5); Россия — 82 место (2,4); Грузия и Казахстан — соответственно 85 и 86 место с индексом 2,3; Кыргизстан — 87 место (2,2); Узбекистан — 89 место (1,8); Азербайджан — 96 место(1,7)[2]. В 2000 г. кардинальных изменений в рейтинге коррумпированности этой группы стран не произошло, если не учитывать изменений в самой группе: так, Украина, длительный период отстававшая по уровню коррупции от России, в этом году опередила Россию и заняла 3 место в мире с индексом коррумпированности 1,5[3].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.