Исходные данные
Экскаватор ЭКГ-10
Категория пород по трудности разработки: скальные породы -I .
Коэффициент наполнения ковша: Кн = 1,3.
Коэффициент разрыхления: Кр = 1,2.
Удельное сопротивление породы копанию: КF = 0,1
Средний диаметр куска: dср = 40 см.
1. Определение толщины стружки
Толщина стружки t определяется как:
(1)
где Е – вместимость ковша, м3;
b – ширина ковша, м;
– высота копания, м;
– коэффициент рыхления.
Ширина ковша определяется по эмпирической формуле:
(2)
![]()

2. Определение необходимого усилия копания
(3)
где
– удельное сопротивление породы
копанию, МПа.
![]()
3. Определение максимального подъемного усилия
Максимальное подъемное усилие определяется исходя из суммарного стопорного (максимального) момента всех двигателей подъемной лебедки. Стопорный момент двигателя задается его механической характеристикой.
Стопорный момент можно определить как:
(4)
где N – номинальная суммарная мощность электродвигателей подъемной
лебедки, кВт;
n – номинальная частота вращения, с-1;
К – отношение Мст/Мн. К=2,2-2,4.

Максимальное подъемное усилие:
(5)
где
Dб – диаметр
барабана подъемной лебедки, м.
;
i – передаточное число зубчатых передач лебедки (таблица 2 и 4);
dк – диаметр каната;
ηоб – общий КПД лебедки.
(6)
где η1 – КПД зубчатых передач (принимается равным 0,97 для каждой пары,у подъмного редуктора ЭКГ-10 три пары зубчатых передач);
η2 – КПД блоков (
);
η3 – КПД барабана (
).
![]()
![]()

4. Определение максимального напорного усилия
Максимальное напорное усилие определяется исходя из стопорного момента двигателей напора.
Стопорный момент можно определить как:
(8)

Максимальное напорное усилие:
(9)
где dд – диаметр начальной окружности кремальерной шестерни при реечном
напоре, или диаметр барабана напорной лебедки при канатном
напоре, м;
ηоб – КПД рабочего оборудования.
(10)
где η1 – КПД зубчатых передач (принимается равным 0,97 для каждой пары, у напорного редуктора ЭКГ-10 четыре пары зубчатых передач);
η2, η3 – КПД блоков и барабана (
) для канатного напора.
![]()
(11)
![]()

5. Определение возможных усилий копания и напора при различных положениях ковша (при Sп=Sп.max)
Положение I. Начало копания. Ковш пустой. Зуб ковша на вертикали, проходящей через ось напора.
Полагая
, получим величину реакции грунта,
равную возможному усилию копания в данном положении:
(12)
где Р01 – горизонтальная составляющая реакции грунта, кН;
Р02 – вертикальная составляющая реакции грунта, кН;
Gк – вес ковша с подвеской, кН;
Gр – вес рукояти, кН;
,
,
и
– плечи сил относительно оси напорного
вала, которые
определяются графически, м.
Вес порожнего ковша в кН может быть определен по эмпирической формуле, для легких пород (I,II и III группы):
(13)
![]()
Вес подвески определяется как:
(14)
![]()
(15)
![]()
Вес рукояти у карьерных экскаваторов для однобалочной рукояти:
(16)
![]()

![]()
Усилие
напора
и реакция седлового подшипника NI определяются
графически из многоугольника сил, построенного для положения I.
![]()
![]()
Положение
II. Рукоять
наклонена под углом 450 к горизонту. Ковш заполнен наполовину. Рукоять
на наибольшем вылете. Полагая
и
получим:
(17)
Вес породы:
(18)

![]()

![]()
Усилие
напора
и реакция седлового подшипника NII определяются
графически из многоугольника сил, построенного для положения II.
![]()
![]()
Положение
III. Ковш с грунтом
на наибольшем вылете. Ковш заполнен полностью. Приняв
, из уравнения моментов сил имеем:
(19)

Усилие
напора
и реакция седлового подшипника NIII определяются
графически из многоугольника сил, построенного для положения III.
![]()
![]()
Положение IV. Рукоять на полном вылете. Груженый ковш поднят на наибольшую высоту.
Возможное усилие резания в этом случае:
(20)

Так
как практически в IV положении копание прекращается (
), то необходимо определить усилие
подъема, достаточное для удержания ковша с грунтом в этом положении:

(21)

Усилие
пассивного напора
и реакция седлового подшипника
определяются из многоугольника сил для IV положения.
![]()
![]()
Положение
V. Подъемный
канат вертикален. Ковш загружен полностью. Зубья ковша на уровне напорного
вала. В этом случаи
и
.
Возможное усилие копания:
(22)

Реакция седлового подшипника:
(23)
![]()
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.