Однако, наиболее информативным параметром, несущим максимальную информацию о состоянии узла работающей машины или агрегата, являются механические колебания (вибрации) – упругие волны, распространяющиеся в сплошных средах. Информацию об изменении состояния объекта можно получать практически мгновенно. Именно эти особенности предопределили применение, в качестве основного, вибрационного метода диагностики и контроля (ВД).
Измерение виброакустических характеристик на подшипниковых опорах механизмов позволяет распознать такие дефекты и повреждения как дисбаланс и расцентровку валов; повреждения подшипников скольжения и качения; повреждения зацеплений в зубчатых передачах; повреждения муфт; повреждения электрических машин [11].
При анализе данных, полученных при первичных обследованиях проходческих комбайнов, выявлено, что основными дефектами электромеханического оборудования являются:
- дисбаланс ротора;
- расцентровка валопроводов агрегатов;
- дефекты подшипниковых узлов (перекосы, ослабления посадок, износы беговых дорожек, тел качения и сепараторов);
- дефекты зубчатых передач (нарушения геометрии зуба, смещение линии вала, нарушение смазки);
- различные дефекты электромагнитного происхождения (магнитная асимметрия якоря, перекос фаз, смещение в магнитном поле, и т.д.).
Измерение и анализ вибрации приобрели особое значение, потому что они обеспечивают большое количество качественной информации при низких капиталовложениях.
Контроль состава вещества. Сущность спектрального анализа заключается в определении в работающем масле содержания продуктов износа деталей редуктора и механических примесей.
Концентрация примесей возрастает с увеличением интенсивности поступления примесей в масло, т. е. с увеличением скорости изнашивания механизмов редуктора. При обновлении масла в редукторах проходческого комбайна уровень концентрации примесей в нем определяется исходным состоянием и изменяется в зависимости от продолжительности работы редуктора и интенсивности поступления примесей. Поэтому, при длительной работе масла в редукторах, концентрация механических примесей увеличивается, а масло теряет свои смазывающие свойства. Из-за повышенного содержания металла и механических примесей кинетическая вязкость масла уменьшается, оно теряет свои функциональные свойства. Поэтому по результатам спектрального анализа состава работающего масла можно определить концентрацию примесей и судить об износе тех или иных деталей редукторов проходческого комбайна.
Метод обладает высокой чувствительностью и позволяет определять в масле наличие всех металлов, применяемых в машиностроении. Зная характерный для данной детали легирующий элемент и определив содержание этого элемента в работающем масле, можно проследить износ интересующей детали.
Как указывалось ранее, ни один из диагностических методов не является универсальным, поэтому при определении фактического технического состояния оборудования очень важен не только правильный выбор метода контроля, но и их комплексное использование. Постоянный мониторинг диагностических параметров позволяет своевременно получать точную и достоверную информацию о техническом состоянии парка проходческих комбайнов.
1.3. Методические основы определения остаточного ресурса
Основные этапы программы определения остаточного ресурса приведены на рис. 2 [12].
Анализ технической документации
Цель – установление номенклатуры технических параметров, определяющих отказы и предельные состояния, а также выявление элементов конструкции, рост поврежденности которых может привести к ресурсному отказу. Особое внимание должно быть уделено анализу критериев причин и последствий отказов (в особенности скрытых, зависимых и внезапных).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.