Начиная трудиться в новой компании, работник воспринимает коллектив
в целом: все заняты своими делами, в общении преобладает ровный стиль, сложно
определить, а тем более классифицировать тип сотрудников-коллег. Между тем,
все относятся к работе по-разному, у каждого своя роль в коллективе. Согласно
теории менеджмента, существуют различные типы работников. Классификация
происходит по множеству критериев. Рассмотрим некоторые наиболее часто
встречающиеся в коллективе.
1. «Рабочие лошадки»
Как правило, это – крепкие специалисты без особых карьерных претензий. Они
работают уверенно, не устраивают долгих дискуссий и споров, берутся за самую
трудную работу. Могут даже забыть о своих интересах, считая приоритетным
развитие бизнеса или компании.
2. Ключевые
сотрудники
Таких людей немного. Прежде всего – это руководители и уникальные
специалисты. Известен факт, что в конструкторском отделе численностью около
700 человек, всего 2 работника были «генераторами» новых идей.
3. «Звездные»
Эти работники относят себя к категории «избранных». Они считают, что имеют
свое особое место в коллективе, скажем, по причине большого стажа работы в
компании. Иногда эти люди состоят в родстве или дружеских отношениях с
руководителем. Обычно требуют к себе повышенного внимания, претендуют на
особую роль. При этом могут иметь самый разный уровень профессиональной
компетенции.
4. Компетентные
наблюдатели и советчики
Таких людей в коллективе единицы. Чаще эту роль выполняют женщины солидного
возраста. Зная работу и несколько устав от однообразия, они находят
удовольствие, оказывая поддержку новичкам, щедро делясь опытом как житейским,
так и профессиональным со всеми сотрудниками.
5. «Неопределившиеся»
К этому типу чаще относятся новички или люди, проработавшие в компании
довольно долгое время, но так и не нашедшие себя. Их ставят на определенный
участок, но через время переводят на новое место. Причиной внутренних
миграций является отсутствие положительных результатов труда. Такие
сотрудники обычно не портят отношений с коллегами, общительны и
доброжелательны, но фактически не работают, а занимаются в компании самыми
разными делами, общественными, организаторскими, выполняют мелкие поручения
коллег и руководства.
6. Люди, нацеленные
на карьерный рост
Целеустремленные, умеющие оформить должным образом свои достижения, они
находятся в ведении всех западных профессиональных инноваций. Работоспособны,
могут трудиться без выходных, праздников и не иметь ограниченных рамок
трудового дня. Не всегда высоко квалифицированы, чаще владеют специальностью
на крепком среднем уровне, хотя хорошо информированы.
7. «Равнодушные»
Люди, которые занимаются своими должностными обязанностями, но не
заинтересованные в конечном результате труда. Причины могут быть самые разные
– неправильно выбрана специальность, отсутствие интереса из-за недостаточного
образования, низкая заработная плата.
Следует отметить, что любое деление на типы всегда несколько условно. В
процессе работы можно несколько раз сменить принадлежность к той или иной
группе. Для новичков наиболее опасным будет «застрять» в «неопределившихся»,
не лучший вариант попасть к «равнодушным».
Издание "Работа+Карьера"
|