Восстановление деталей электродуговой сваркой и наплавкой. Восстановление деталей газовой сваркой и наплавкой, страница 4

При отсутствии специальных сварочных материалов холодную сварку чугуна можно производить стальными электродами УОНИ-13/45 или ОММ-5 с применением специальных приемов сварки методом отжигающих валиков (см. плакаты). Применять такую сварку следует в крайних случаях, т.к. при этом способе вследствие высокой температуры в зоне сварки и быстрого охлаждения в зоне сплавления образуются хрупкие структуры (ледебуритная и мартенситная), обладающие высокой твердостью.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОВОЙ СВАРКОЙ И НАПЛАВКОЙ

1.   Сущность процесса и область применения.

К газовой сварке и наплавке относят способы, в которых нагрев и расплавление металлов или других материалов ведется пламенем, полученным от горения различных горючих газов (ацетилена, водорода, пропана, метана и др.) в технически чистом кислороде.

В ремонтном производстве наибольшее распространение получила сварка и наплавка ацетилено-кислородным пламенем. Значительно реже применяются другие горючие газы. Применение газовой сварки и наплавки ацетилено-кислородным пламенем позволяет выполнять следующие работы при ремонте машин: сварку и восстановление изделий из тонколистовой стали (резервуары, баки, кабины, оперения тракторов и автомобилей и др.), заварку трещин чугунных деталей сложной конфигурации, а также сварку деталей из цветных металлов и сплавов, наплавку твердых сплавов, поверхностную закалку, резку металлов, пайку твердыми припоями.

Газовая сварка плавлением чаще всего ведется нейтральным пламенем. В отдельных случаях применяют восстановительное пламя при сварке чугунных и алюминиевых деталей. Окислительное пламя используют при резке металла. При нейтральном пламени расход кислорода больше, чем ацетилена на 10.. .20%, при окислительном - на 30...40% и при восстановительном - до 10%.

2. Особенности и способы сварки и наплавки деталей из алюминия и его сплавов.

В современных конструкциях тракторов, автомобилей и сельхозмашин ряд деталей, в т.ч. и корпусных, изготовляются из сплавов алюминия (головки блоков цилиндров, картеры, кронштейны, крышки и др.). В процессе эксплуатации возможны различные дефекты этих деталей.

 Восстановление деталей из алюминия и его сплавов сваркой затрудняются рядом его свойств: плохой сплавляемостью алюминия из-за оксидной пленки АI2О3, хрупкость алюминия и его сплавов, нагретых до температуры 400...500°С, высокий коэффициент линейного расширения, что приводит к появлению трещин в деталях сложной конфигурации. Сварку алюминиевых деталей затрудняет большая жидкотекучесть и трудность определения начала плавления.

В качестве основных способов сварки деталей из алюминия и его сплавов рекомендуются следующие:

2.1. Сварка неплавящимся вольфрамовым электродом в среде аргона на установках типа «Удар» и УДГ. В качестве присадочного материала используют прутки, по составу аналогичные материалу свариваемой детали (см. сварку в среде защитных газов).

2.2. Электродуговая сварка алюминия электродами ОЗА-1, а сплавов алюминия ОЗА-2 (ОЗА-1 - алюминиевая проволока АД-1 с покрытием флюсом АФ-4А; ОЗА-2 - проволока АК и флюс АФ-4А). Сварка ведется на постоянном токе обратной полярности короткой дугой. Сила тока выбирается из расчета 35.. .45А на 1мм диаметра электрода.

2.3. Газовая сварка ацетилено-кислородным восстановительным пламенем с помощью алюминиевого присадочного прутка, покрытого тонким слоем флюса АФ-4А.

3. Применяемое оборудование, приспособления, инструмент при газовой сварке.

При подготовке детали к сварке применяются: зубило, молоток, стальной крючок, угломер универсальный, металлическая щетка.

При газовой сварке: баллон с ацетиленом (белого цвета, давление 1,9МПа), баллон с кислородом (голубого цвета, давление 15МПа), редуктор газовый кислородный, редуктор газовый ацетиленовый, шланги, горелка.