BP………………………………..19
ВР-Amoco……………………….35
BP-Amoco-Arco…………………40
Несколько слов о других странах. С 1986 года норвежский газ продавался следующим образом: контракты на поставку газа заключались комитетом по переговорам, а их выполнение осуществлялось комитетом по снабжению газа. В июне 2001 года в соответствии с ЕГД эти комитеты были ликвидированы. Теперь продажа газа будет производиться самими компаниями. Долгосрочные контракты, заключенные комитетом, теперь будут выполняться компаниями. Однако, конкуренция «газ – газ» ставит под вопрос выполнение контрактов, в особенности долгосрочных. Сейчас норвежское государство владеет 40% газа и акциями компаний, производящих газ.
1.4. Структура газового рынка.
Регулируемые газовые рынки традиционно имели линейную структуру. Участниками таких рынков являлись:
1) поставщики природного газа, национальные или международные производители;
2) трубопроводные компании, транспортирующие газ по основным трубопроводным системам к:
- основным потребителям, промышленным предприятиям и предприятиям коммунального обслуживания;
- местным распределительным компаниям (МРК) или Local Distribution Company LDC), снабжаемым трубопроводными компаниями;
- небольшим промышленным, коммерческим и жилым потребителям, снабжаемым МРК.
Существующие или существовавшие уникальные связи между этими пятью группами «игроков» (поставщики, трубопроводные компании, основные потребители и МРК, малые потребители), характеризуются тесной связью между физическими поставками газа и договорными отношениями. Это определяло характер основных условий поставки газа в отношении его количества, сорта и цены (рис. 1.1.).
Либерализация (отмена государственного регулирования и контроля) газовых рынков, подобно той, что произошла США и Великобритании, ведет к разрушению таких линейных связей между участниками. Это разрушение в основном объясняется разделением операций покупки, транспортировки и продажи газа и предоставлением третьим сторонам доступа к сетям.
Либерализация, разрешающая прямые договорные отношения между поставщиками и покупателями без необходимости обращения к транспортировщикам, отразилась на структуре рыночных контрактных отношений и цен. Основные последствия этого процесса заключаются в следующем:
Улучшение рыночной структуры:
- открытие рынка поставщиков для всех участников;
- появление новых игроков, торговцев, чья основная функция должна состоять в увязке операций покупки газа и транспортных услуг. Возможно также появление компаний, специализирующихся на услугах по хранению газа;
- развитие рыночных центров, физических и/или финансовых точек пересечения некоторых газопроводных систем («хабов»), связанных с услугами хранения. Эти связи дают свободу при заключении транспортных контрактов и гарантируют соблюдение баланса транспортируемых объемов;
- назначение регулирующих органов в целях контроля за действиями естественных монополий (в области транспорта, распределения газа) и условий функционирования рынка (обязательства общественного обслуживания).
Улучшения в сфере договорных отношений:
- потребность покупателей в заключении различных типов контрактов;
- контрактов на покупку с поставщиками и транспортных контрактов с трубопроводными компаниями, или контрактов комплексного обслуживания с участниками рынка;
- переговоры об условиях поставок с целью их адаптации к нуждам покупателей, достигаемой благодаря вводимой гибкости договорных отношений с продавцами. В некоторых контрактах основные условия определяют прежде всего цены, в других контрактах - цены и надежность поставок, в третьих - прежде всего надежность поставок, а уже потом цены. Сроки действия и форма контрактов (возможность расторжения, фирма) призваны соответствовать основным параметрам;
- развитие рынка услуг трубопроводного транспорта делает возможным продажу на рынке временно бездействующих транспортных мощностей.
Улучшение методов ценообразования на газ:
- открытие рынков газа, которое, в свою очередь, способствует большей гибкости в договорных отношениях, достигает высшей точки развития при появлении спотовых цен, которые отражают оценки поставщиков и распределительных компаний. Цены на газ, традиционно индексированные на цены на нефтепродукты, мало пригодны для краткосрочной торговли, которая требует определенных котировок. Развитие этих неофициальных внебиржевых сделок содействует появлению нового рынка, который станет эталоном для торговых сделок на газ;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.